Столичная полиция признается, что несмотря на предпринятые меры, рост числа угонов в Москве остановить не удалось. На Москву приходится 55 процентов хищений автотранспорта в Центральном федеральном округе. О проблеме угонов автомобилей "Правда.Ру" поговорила с заместителем начальника отдела полиции Фили-Давыдково, майором Максимом Горшковым.
— Максим Геннадиевич, в последние годы наблюдается серьезный всплеск угонов автомобилей. Какие, по статистике, самые угоняемые автомобили? И какие районы в Москве самые неспокойные в этом отношении?
— Самые угоняемые марки — "Мицубиси", "Мазда", "Тойота", "Хонда". Их довольно просто завести с помощью электромеханического устройства, которое мы называем "зажигалка", и на эти марки существует стабильный спрос. Ломать замок, бить стекло не нужно… Умельцу, вооруженному такой "зажигалкой", нужно всего пять минут, чтобы "отключить мозги" у машины и угнать ее прямо под носом у владельца. Эти модели машин обладают отличными техническими характеристиками, сбыть японскую машину очень легко.
А самые неспокойные в плане угонов районы — это Южный округ, Северный округ, Раменский район. Отчасти это связано с тем, что там живет публика солидная, состоятельная, машины у большинства дорогие. Также привлекателен для угонщиков Можайский район — там очень удобный выезд за МКАД.
— В центре Москвы очень много дорогих машин, почему же именно на окраинах города автовладельцы подвергаются наибольшему риску?
— Понимаете, за последние годы произошли серьезные сокращения в полиции. Было серьезное сокращение в структуре ГАИ, были ликвидированы целые батальоны, поэтому и произошел такой всплеск угонов. Если сейчас посмотреть на дороги Москвы, то можно увидеть, что уже не стоит столько машин с инспекторами, как это было раньше. Этим и пользуются угонщики.
В районе Можайска — порядка двенадцати выездов за МКАД. Но самый "угоняемый" район — это Митино, там двадцать четыре выезда из города в разные стороны. Для угонщиков главное — выехать из Москвы, а в регионах машину искать уже сложно… Страна большая, за ночь отъехать даже за пределы Московской области не представляет сложности. А, например, ночью перекрыть все выезды даже из Москвы практически невозможно, больше половины выездов совершенно бесконтрольны. Люди, которые занимаются угонами, хорошо информированы о действующих постах.
Читайте также: "Жигули" - неожиданный "хит сезона" автоугонов
— А кто в основном занимается угонами, есть какие-то общие данные?
— По каждой отдельной марке существуют отдельные группировки. Есть целые города в России, где много лет угонами занимается в основном молодежь, и бизнес этот вполне успешен. Угонщики не приезжают в Москву наобум. У них есть подготовленные и профессиональные "разведчики", которые знают, где стоят посты ГАИ, сколько экипажей милиции работают на территории. "Разведчики" прочесывают дворы в поисках наших сотрудников, которые одеты в гражданскую одежду, и ведут ежедневное наблюдение.
Угоны — очень серьезный бизнес, там дилетантов практически нет. Преступники понимают, что если они попадутся, им "светит" большой срок, поэтому они учитывают каждый нюанс. Они готовятся к преступлению очень обдуманно, все замечают, анализируют.
— Всех секретов выдавать не надо, но можете вы, в общих чертах, обрисовать, какие методы борьбы практикуются сотрудниками полиции?
— У нас постоянно идут рейды, прочесываются районы с целью обнаружения подозрительных лиц. Как правило, угонщики приезжают из одного города, примерно вчетвером на одной машине. Угонять одну машину не выгодно, похищают несколько, чтобы поездка не оказалась бесцельной. Как я уже сказал, сотрудники одеваются в гражданскую форму, и многие участки города находятся под пристальным вниманием. Если полицейские видят, что в машине едут четверо молодых людей из другого региона, они имеют право их задержать для выяснения обстоятельств. Но даже если у них в машине найдется "зажигалка", это еще не повод для ареста. Надо еще доказать, что электромеханическое устройство принадлежит этим людям.
Хотя, бывает, с одного взгляда понятно, с какой целью эти "добрые молодцы" пожаловали в столицу. Уже достаточно того факта, что они нигде официально не работают. Это любители адреналина, среди них большой процент наркоманов, работают чаще всего под допингом.
— Сколько лет "светит" этим любителям адреналина за кражу машины? И как часто они попадаются?
— Это преступление относится к разряду тяжких, наказание за него от пяти лет. Попадаются угонщики довольно регулярно, но их такое количество, что порой банды начинают мешать друг другу. И тогда одни угонщики сдают других полиции. У них тоже конкуренция жесткая, слишком выгодный бизнес.
— Максим Геннадиевич, дайте несколько советов автовладельцам по поводу того, как уберечь свою машину от кражи? Может, есть какие-то специальные противоугонные средства?
— Для угонщика-специалиста вскрыть любую противоугонную систему не проблема, она просто усложнит ему жизнь: "вскрытие", скажем, займет не пять минут, а десять. Вот и вся разница. Угонщики глушат и отключают все спутниковые системы, изучают новые противоугонные разработки и стараются идти на несколько шагов впереди.
Полиция ловит угонщика, ему дают срок, но пять лет пролетают очень быстро, затем он выходит на свободу и с энтузиазмом и новыми идеями берется за старое.
Читайте также: Бум на иномарки в бедных регионах
— Ну вот угнали у человека автомобиль в столице… Какие шансы, что его машину еще найдут на территории Москвы? И что в первую очередь делать пострадавшему?
— Найти в Москве ворованную машину — это большая редкость. Угонщику нет смысла здесь оставлять автомобиль, основная задача — выехать из Москвы и разобрать ее в регионе. Проснулся владелец — машины нет. Он звонит в полицию и через десять минут машина уже в розыске, работа ведется очень оперативно. Но если выехать за кольцо — это уже другой регион. Информация доводится до выездных пикетов, но если машина уже выехала, то у Московской области этой информации еще нет. Она может появиться через день, через два, через неделю. На угнанной машине преступник может спокойно перемещаться по Московской области, не говоря уже об остальных регионах.
Нет единой информационной системы, которая бы сразу "оповестила" регионы. Преступники прекрасно осведомлены, как работает наша система. Нам бороться с этим очень тяжело, в этом должны быть заинтересованы все. Нужно в первую очередь проводить рейды в регионах, где есть мастерские по разборке машин и об этих мастерских многое известно. Есть даже города, у которых разборка краденых машин — один из приоритетных видов деятельности.
Нужно взять этот факт на контроль. Если выставить на неделю на всех без исключения выездных пикетах усиленные наряды сотрудников, там "осядет" не один угонщик. Без таких мер наша работа — просто борьба с ветряными мельницами.
— Так что, шутки шутками, а москвичам только остается спать в своих машинах или не покупать автомобили вовсе?
— На чем люди хотят ездить, на том пусть и ездят, только предварительно пусть застрахуют машину. А чтобы эффективно бороться с угонщиками, нужно ужесточать законодательство. Другого выхода мы не видим.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.