Беременная выпускница детдома ютится с пьющими родственниками

Сирота казанская: детдомовцев лишают жилья

В Татарстане выпускница детского дома не может получить жилье, ютясь с пьющими матерью и братом в крохотной комнате. Девушка скоро станет мамой двоих малышей и собирается воспитывать их в одиночку. Власти уверяют, что формально поводов улучшить жилищные условия нет, тем самым идя на конфликт с решением Верховного суда. "Правда.Ру" разбиралась, почему детдомовское детство зачастую превращается в бездомную жизнь.

Выпускница казанского детского дома Олеся Кривошеева, как и тысячи других интернатовцев по всей России, столкнулась со взрослой жизнью в самых тяжелых и неприятных ее проявлениях — сразу после выпускного бала. Девушка решила поступать в ПТУ, чтобы получить хоть какое-то образование, и переселилась из комнаты детского дома в комнату общежития профтехучилища, которая приютила ее на несколько лет. Однако жилищный вопрос, который все эти годы находился в подвешенном состоянии, встал особо остро, когда перед девушкой появилась дилема: уходить из "общаги" ПТУ после выпуска на улицу или возвращаться к маме, которая давно лишена родительских прав. "Мать всю жизнь пила и гуляла, отца не было", — рассказала корреспонденту "Правды.Ру" Олеся. — В детдоме я оказалась именно из-за алкоголизма мамы, когда ее лишили родительских прав".

Читайте также: Дети улиц: куда деваются беспризорники

По словам Олеси, выпускникам детского дома никак не разъясняли их права и стойко умалчивали тот факт, что детдомовец имеет право встать в очередь на получение жилья. В каждом регионе страны средства на выделение жилья для этой категории граждан предусмотрены бюджетом. Однако зачастую руководство детского дома или местные власти идут на самые разные ухищрения, чтобы не предоставлять положенного: количество выпускников большое — как говорится, "на всех не напасешься". И простое умалчивание прав сироты — самое меньшее, что могут придумать чиновники.

"По большому счету, нам ничего не говорили", — продолжает Олеся. — Ребята, с которыми я жила, не имеют даже угла, куда они могли бы вернуться после детского дома. А у меня формально жилплощадь есть: комната в общежитии, где живет моя мать. Мне так и сказали: иди и живи там, ты в жилищных условиях не нуждаешься".

Женщина, которую много лет назад лишили родительских прав, за все это время абсолютно не изменилась: вечные попойки в крохотной комнате, где, помимо матери-алкоголика, живет брат Олеси и ее сестра с двумя маленькими детьми.

"Мне тоже скоро рожать и у меня будет сразу двойня", — рассказывает Олеся. — Буду воспитывать детей одна — так получилось, что мужа нет. И куда мне идти? Оставаться в одной комнате с вечно пьяной мамой, которая приводит таких же нетрезвых гостей? Мне страшно за моих детей, я вижу, как точно так же мучается моя сестра, и я больше не хочу для нее и себя такой жизни".

После того, как выпускница детского дома обратилась к властям и заявила свои права на улучшение жилищных условий, чиновники быстро соорудили отписку в которой уверяли, что девушка — счастливая обладательница заветных метров собственного жилья, которых, по мнению местной мэрии, вполне достаточно для спокойной жизни. На то, чтобы улучшать и без того "прекрасные" условия, нет никаких оснований.

"Общая площадь двух комнат, в которых проживают Кривошеевы, составляет 50,11 квадратных метров, жилая из них — 29,2", — рассказывает юрист правозащитного центра Казани Регина Шакирова. — Брат проживает в одной половине комнаты, женщины — в другой. Таким образом, на каждого человека приходится 8,35 квадратных метров".

Впрочем, чиновники все же учли тот факт, что для проживания матери и двоих малолетних детей восьми метров явно недостаточно, и согласились, что по этому критерию Кривошеева имеет право на улучшение жилищных условий. Однако возникли новые трудности.

Девушка начала собирать документы и столкнулась с тем, что справку в БТИ (Бюро технической инвентаризации, — прим. ред.) получить невозможно. "Здесь девушка столкнулась с тем, что ее ввели в заблуждение", — рассказывает юрист Регина Шакирова. — Ей объяснили, что для оформления такой справки нужны паспорта всех проживающих в комнате, однако этого документа не было у матери — потеряла и восстанавливать, похоже, не собирается. Однако это оказалось не так: девушка могла получить справку по своему документу".

Как говорят юристы, беганье по кабинетам, откуда девушку гоняли по кругу, закончилось тем, что время было потеряно. "Ушел почти год на сбор всех бумажек — и это только для того, чтобы быть признанной в необходимости получения жилья, — говорят казанские правозащитники. — А потом чиновники заявили, что Кривошеевой исполнилось 23 года и возраст, до которого выпускнику детдома можно претендовать на жилье, прошел. Причем факт того, что девушка обратилась до достижения предельного возраста, никак не учтен, как не учтено и то время, которое было потрачено на обыкновенную бюрократию".

Читайте также: Неслучайные жертвы "ледяного ада"

В практике Верховного суда имеются случаи (и это позволяет закон), когда выпускники детдомов обращались за получением жилья после 23 лет, причем просьбы были удовлетворены. В случае с Олесей Кривошеевой получается, что чиновники, может быть, и не намеренно, затянули время, и девушке теперь придется обойти десятки инстанций, прежде чем ее право на жилье будет признано. С учетом статуса матери-одиночки с двумя детьми посещение судов и "хождение по мукам" в больших кабинетах представляются попросту невозможными.

Юристы-правозащитники говорят, что помогут молодой маме начать воспитывать детей в нормальных условиях, но для этого ей придется пройти все круги ада. Некоторые часто задают вопрос: почему бывшие детдомовцы копируют поведение своих же родителей, отправляя детей на воспитание государству? Возможно, ответ можно найти в истории Олеси Кривошеевой и тысяч выпускников детских домов, для которых право на нормальную жизнь предусмотрено лишь на бумаге.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить