Комиссия комитета по безопасности на транспорте Индонезии, а также специалисты из РФ представили итоги расследования крушения Superjet-100, которое произошло 9 мая этого года в районе индонезийской горы Салак. Причина трагедии — "человеческий фактор". Экипаж игнорировал сообщения системы предупреждения и отвлекался на разговоры с пассажирами.
Председатель комитета по безопасности на транспорте Индонезии Татанг Курниади представил итоги расследования, которые проводили индонезийские специалисты совместно с российскими коллегами. Человеческий фактор как причина аварии назывался и ранее, но теперь в докладе подробно объясняется, что происходило на борту самолета перед тем, как он врезался в гору Салак во время демонстрационного полета. Стоит отметить, что выводы комиссии подтвердили, что лайнер был полностью исправен.
По данным экспертов, "Суперджет" поднялся в воздух, не имея навигационных модулей для полетах в конкретной местности. Имеющаяся в самолете карта не содержала информации о контуре гор в районе полета. В кабине самолета находился командир судна и второй пилот, который, как говорится в отчете, "осуществлял мониторинг". Кроме экипажа в кабину был допущен представитель компании-покупателя, ради которого полет и осуществлялся. Представитель компании сидел на откидном кресле позади пилотов.
После взлета и набора высоты командир воздушного судна Александр Яблонцев связался с диспетчерской службой и доложил, что борт поднялся на высоту в 10 тысяч футов (примерно три километра). После этого Яблонцев запросил разрешения на снижение до шести тысяч футов и на полет кругом. Такое разрешение было получено. Данный маневр пилоты выполнили для того, чтобы не находится на слишком большой высоте, так как борт должен был зайти на посадку в аэропорт "Халим". Через шесть минут самолет столкнулся со склоном горы Салак.
Читайте также: Superjet подвел человеческий фактор
Бортовые системы, записи которых изучили эксперты, подтвердили, что за 38 секунд до столкновения в кабине пилотов сработала система предупреждения о возможном столкновении с землей (TAWS). Сигнал был получен в виде голосового сообщения системы: "Впереди земля, перейдите к набору высоты". После этого система еще шесть раз предупредила: "Избегайте земли".
Однако, по выводам комиссии, Александр Яблонцев отключил систему, поскольку был уверен, что предупреждения поступают из-за того, что в радарах не загружена карта местности полета и счел указания системы необязательными к выполнению. За семь секунд до столкновения система снова включилась предупреждением: "Шасси не выпущено". Такое сообщение приходит, если самолет приблизился к земле на 800 футов для посадки, но не выпустил шасси. Далее следовало столкновение с горой и самолет исчез с экранов радаров.
Записи с бортовых самописцев изучались индонезийцами под наблюдением российских специалистов. По уверению экспертов, удалось считать все параметры, и комиссия сделала выводы: система TAWS работала исправно. Реконструкция полета показала, что столкновения можно было избежать, приняв превентивные меры за 24 секунды после первого предупреждения TAWS. Диспетчерская служба "Jakarta Approach" не установила минимальную границу высоты для того, чтобы задать самолету вектор в определенном районе, а система звукового предупреждения о минимальной безопасной высоте (MSAW) у диспетчера не сработала, в результате чего самолет столкнулся с горой.
Наконец, комиссия, исходя из всех полученных данных, сформулировала финальные итоги расследования. Вывод первый: экипаж самолета не принял в расчет гористый рельеф местности на маршруте полета, что было обусловлено различными факторами. В результате экипаж игнорировал предупреждения системы TAWS.
Читайте также: Индонезия не отдает "черные ящики"
Вывод второй: на радарах в Джакарте не была установлена минимальная граница высоты для самолета, которому был задан вектор, а радары не имели системы звукового предупреждения о минимальной безопасной высоте (MSAW), необходимой для полетов в районе горы Салак. Вывод третий: внимание пилота было отвлечено длительными разговорами, не связанными с полетом. Это стало причиной того, что пилот, управлявший самолетом, не сразу изменил направление полета самолета, когда тот отклонился от заданной траектории во время разворота.
Таким образом, причиной катастрофы стала совокупность ошибок, но все они попадают под пресловутый термин "человеческий фактор". Расследование не выявило неисправностей в самом самолете, а значит репутацию "надежды российского авиапрома" удалось отстоять.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.