В республиках бывшего СССР, несмотря на строгие запреты, процветает нелегальная торговля органами. "Черные трансплантологи" не только обходят закон, но и нарушают элементарные медицинские правила, что приводит к гибели доноров, пожелавших, например, продать свою почку. Так что ситуация немногим отличается от того беспредела, который был в Косове.
На днях украинские СМИ облетела печальная новость. На Львовщине, всего через месяц после свадьбы, умер молодой парень, оставив безутешной вдовой юную красавицу-жену. И лишь после смерти близкие узнали, что шрам на спине мужчины образовался вследствие операции по удалению почки. Не из-за болезни — речь шла о донорстве этого органа для трансплантации. Именно для ее проведения будущий жених уехал из родного села, как он говорил, на заработки — а вернулся с довольно солидной суммой в 15 тысяч долларов, на которые и была сыграна роскошная свадьба.
Увы, семейное счастье долго не продлилось. Трансплантация, разумеется, была подпольной — или, как ее еще называют, "черной". На Украине такие операции официально запрещены — подтверждением чему является длящееся вот уже несколько лет расследование по уголовному делу в отношении ряда высококвалифицированных хирургов из ведущего киевского Института имени Шалимова. Собственно, доктора "засветились" в незаконной деятельности даже не у себя на родине — а во время поездки в Азербайджан, где такое платное донорство разрешено. Но и этого хватило для долгого пребывания в СИЗО — а в перспективе чревато для виновников довольно солидным тюремным сроком.
Еще в числе ведущих мировых центров торговли органами значатся Коста-Рика, Эквадор и Косово. Премьер-министр последнего, Хашим Тачи, как известно, в бытность "борцом за свободу против сербского гнета" активно приторговывал частями тел плененных сербских юношей и девушек. Получая необходимые суммы для своей "благородной миссии" — за что чуть было не попал на скамью подсудимых Гаагского трибунала. Теперь, конечно, тамошняя коньюктура ухудшилась — бесплатно "разбирать на запчасти" живых людей уже не выходит.
Но, с другой стороны, 10 тысяч долларов (обычный гонорар за почку) донору, 2-3 тысячи долларов — посреднику на Украине, еще несколько тысяч — на лекарства и обследование, все равно очень выгодный бизнес — с учетом того, что нуждающийся в органе толстосум может выложить за него несколько сотен тысяч. Более "рентабельна" разве что торговля наркотиками — но там уже не получится так просто "отмазаться" от тех же американских агентств по борьбе с оборотом смертельного зелья под "соусом" борьбы за свободу. А желающих продать свою почку можно найти и совершенно свободно. Обычно на это идут граждане бедных стран, еле-еле сводящие концы с концами.
Читайте также: "Трансплантологов" из Косова сдал сообщник
Из республик европейской части бывшего СССР больше всего таких доноров поставляет Молдова. Но и наУкраинеотдельныерегионынастолько депрессивны, что их жителям весьма трудно удержаться от соблазна. В первую очередь — это как раз "цитадель украинского патриотизма" (с известным бандеровским душком) — Галичина. Уровень среднедушевого дохода здесь ниже раза в два, чем и так весьма невысокий (около 400 долларов в месяц) среднеукраинский. Да и тот формируется, в основном, за счет пенсий и нищенских зарплат бюджетников. Например, врач первой категории терапевтического профиля получает чуть больше 150 долларов в месяц.
А так работы в регионе, тем более, высокооплачиваемой, почти нет. Проживающие там семьи живут, в основном, за счет переводов от "гастарбайтеров", нелегально работающих на неквалифицированных работах на Западе. Таким образом можно, конечно, иметь несколько сотен "вечнозеленых" в месяц — но получить их все труднее и труднее. В Европе продолжается кризис, власти ужесточают меры против нелегальных трудовых мигрантов. Вот и решил упомянутый в начале статьи парень из Львовской области получить большие деньги сразу. Забыв, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Вообще, донорство почки само по себе не так уж критически опасно для здоровья. Этот орган обладает колоссальным "запасом прочности". Так, первые симптомы почечной недостаточности появляются лишь тогда, когда в обоих почках остается лишь 15 процентов здоровых клеток. А "терминальная стадия" такой недостаточности, когда спасти жизнь может лишь периодическое подключение к дорогостоящему аппарату "искусственной почки", развивается тогда, когда здоровых клеток всего 5 процентов. Соответственно, если после донорства почка остается одна — эти цифры нужно умножать в два раза. Но все равно — большинству людей такого "запасного ресурса" хватает до конца жизни. Однако для благополучного исхода после операции необходимо добросовестное лечение, хорошая послеоперационная реабилитация донора. А при желании сэкономить возможны самые неприятные эксцессы — включая и внезапную смерть недолеченного после оперативного вмешательства пациента. Что и имело место в описываемом случае на Украине.
Читайте также: Собственная почка как стартовый капитал
Разумеется, для России проблема продажи органов за деньги гораздо менее актуальна, чем для ее соседей по СНГ. Ведь даже в российской глубинке доходы работающих граждан сравнимы с украинскими разве что в самом Киеве. А уж найти желающего продать почку за 10 тысяч долларов в Москве просто архисложно. Даже среди трудовых мигрантов из Средней Азии — те тоже могут без особого труда заработать такие же деньги без риска для здоровья, пусть и не сразу.
Но если посмотреть на проблему шире, то успокаивать себя мыслью "это удел бедных государств" не стоит. Ведь, по большому счету, дело заключается не в конкретной продаже "запасной" почки — а в самом принципе продажи своего здоровья за деньги. А на это решится отнюдь не каждый человек.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.