Глава МВД России Владимир Колокольцев заявил о том, что полиции не достает доносов граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. При этом министр ссылается на положительный опыт западных стран: там все друг на друга "стучат", благодаря этому раскрывается и предотвращается много преступлений. А вот в РФ подобные вещи не приживаются.
Подобное предложение прозвучало из уст министра внутренних дел России. По мнению Владимира Колокольцева, его подчиненным не хватает поддержки граждан. Глава МВД озвучил, что именно имеется ввиду. Колокольцев уверен: если бы в обществе не было такого предвзятого отношения к доносам, многие преступления раскрывались бы еще на стадии планирования.
"В нас сидит стойкий стереотип, что стукачество — вредно и безнравственно, — сказал Владимир Колокольцев. — Такой отпечаток на мнение общества наложили прошедшие эпохи нашей страны. На Западе не считается зазорным, если кто-то донесет в полицию на соседа — именно так предотвращается значительная часть преступлений". Министр не пояснил, каким образом можно мотивировать граждан откровенно "стучать" на всех подозрительных личностей, но оговорился, что без поддержки общества у полиции "связаны руки".
Надо сказать, что в законодательстве России понятие "донос" существует, правда, в уголовном кодексе и с пометкой "ложный". Ответственность за ложный донос предусматривается в виде лишения свободы на срок до двух лет. А вот "бонусов" за донос правдивый и по существу закон не предусматривает. Исходя из инициативы о "возрождении практики стучать", многие правозащитники боятся того, что количество ложных доносов станет несоразмерно большим, нежели сейчас. Наверняка могут найтись граждане, которые будут использовать новую законодательную норму в личных целях, а не в интересах общества.
Читайте также: Донес на взяточника? Получай премию!
"Наши правоохранительные органы часто сталкиваются с людьми, которые докладывают о готовящемся либо уже совершенном противозаконном деянии, — рассказал корреспонденту "Правды.Ру" сотрудник одного из отделов полиции Москвы, который предпочел остаться неизвестным. — Это самые разные случаи. Например, поссорилась девушка с парнем и "настучала" на бывшего бойфренда: украл телефон, цепочку, браслетик, колечко. Полиция начинает все проверять, даже возбуждается уголовное дело. Потом наступает мир да любовь, и гражданка со слезами просит: "Не сажайте, он хороший". Вариант тут один: уголовное дело за ложный донос. Конечно, колечки-цепочки — это одно. Кто знает, не придет ли в голову кому-то заявить о более серьезных вещах".
Между тем, правоохранители жалуются, что на расследования уходит много времени, а народ порой не осознает ценность для следствия определенной информации. Инициатива Владимира Колокольцева не нова и, можно сказать, что уже с десяток лет витает в воздухе.
Еще в 2001 году ФСБ приняло "Инструкцию о порядке рассмотрения заявленийграждан". В документе говорилось: если в органы госбезопасности обратился гражданин, который передает информацию о преступлении, но желает остаться анонимным, такие обращения не рассматриваются и не регистрируются. Но в том же документе правоохранители оговариваются: "За исключением тех анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также сведения о лицах, его подготавливающих". Фактически эта оговорка полностью исключает заявления ФСБ о полном игнорировании анонимов.
Больше всего относительно инструкции ФСБ возмущались правозащитники. Они заявляли, что документ и отношение к подобным обращениям противоречит статьям Конституции, и наши граждане только и ждут, чтобы "настучать" на соседа. Было и другое мнение: человек, узнавший о готовящемся теракте, обязан сообщить о нем и тем самым спасти жизни людей. И если сообщивший хочет остаться неизвестным — его право. Надо сказать, что обращения правозащитников в Верховный суд с негласной формулировкой "Не дайте нам вернуться в 37-й год" ничего не решили.
Тема доносов поднималась и в начале этой осени, когда столичное правительство озаботилось москвичами, которые сдают свои квартиры в наем. Власти прекрасно понимают, что огромные суммы денег текут мимо казны. Посему было решено создать базу граждан, которые предоставляют квартиры в аренду. Паспортные данные, ИНН и… налоги — все должно быть учтено и известно властям. ТСЖ, в свою очередь, получили рекомендации: если среди жильцов есть арендодатели — срочно звоните.
Читайте также: УК приравнивает историков к шпионам?
Подобная инициатива опять же ложится на плечи правоохранительных органов: реагировать на звонки и проверять полученную информацию должны будут участковые оперуполномоченные. Скажем, за неделю таких обращений поступает больше ста. Соответственно один полицейский должен все это проверить, посетив "подозрительные" квартиры. Сами полицейские признаются: трудозатраты неимоверные, а по фактам проверок всех этих сообщений — ответ один: нарушений не выявлено, поскольку (что греха таить) полицейский никуда и не ходил, а просто "отмазался".
Получается довольно занятная история. Инициатива возродить доносы и сделать это нормальным для общества сродни инициативе перекроить национальный характер, поведение, уклад жизни. Дать гражданам возможность "стучать" — значит получить несказанно большой отклик от "ответственных" россиян, который (в большинстве своем) будет бесполезен, а, может быть, где-то и опасен. С учетом того, что в полицию и так обращается множество нездоровых граждан, сообщающих о летающих тарелках и т. п., призыв "начать стучать" окончательно засыпет правоохранителей различными сообщениями. Вот как раз тогда связь полиции и гражданина может быть утеряна как в прямом, так и в переносном смысле.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.