Греческий танкер с российским экипажем, приписанный к порту острова Мэн, был захвачен местными пиратами в Гвинейском заливе недалеко от столицы африканского государства Того — города Ломе. По мнению экспертов, пираты могут отпустить танкер без выкупа, выкачав из его емкостей груз. Ведь дизельное топливо в его трюме может быть дороже самого судна!
Как сообщают зарубежные СМИ, груз действительно стоит немало — это высококачественное дизельное топливо. Танкер Energy Centurion, который принадлежит греческой компании Golden Energy Management, был захвачен, несмотря на попытки береговой охраны этому воспрепятствовать. Произошла перестрелка, однако пиратам удалось угнать судно.
По данным портала "Российское судоходство", на борту танкера находится 24 русских моряка, работающих по долгосрочным контрактам с греческой стороной. Это уже второй случай захвата судна в Гвинейском заливе за последние две недели. Всего в этом году, по данным Международного морского бюро, у западного побережья Африки пиратами было захвачено шесть кораблей. А ведь раньше пираты орудовали все больше у восточного побережья континента, причем чаще всего у берегов Сомали!
Читайте также: Пираты Сомали: снова смертельные рейды?
Местонахождение захваченного пиратами танкера с россиянами на борту и наличие пострадавших в результате нападения на данный момент пока не установлены. Впрочем, за этим не заржавеет — к поискам захваченного судна уже подключились военно-морские силы и береговая охрана нескольких западноафриканских государств и даже авиационные соединения некоторых стран НАТО.
Масштабы морского пиратства в Западной Африке стремительно растут, наиболее проблемными в этом отношении являются западноафриканская Нигерия. Только с начала нынешнего года пиратами были захвачены шесть судов. Пиратство остается главной угрозой мировому морскому судоходству, несмотря на то, что уже несколько лет многие страны проводят военно-морские операции с целью защиты своих судов.
По данным Международного морского бюро, в первом квартале 2012 года число нападений морских пиратов на суда у берегов Африки, и западных, и восточных, снизилось на 28 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако международные эксперты единодушны во мнени, что это ничтожно мало…
Ситуацию комментирует "Правде.Ру" эксперт по международному морскому праву, кандидат юридических наук Эдуард Тихонович Лисовец:
"Танкеры с очищенными нефтепродуктами пираты обычно похищают ради дорогого груза. Причина проста: чаще всего этот груз, как и в случае с греческим танкером, похищенным накануне в Гвинейском заливе, перевозившим дизтопливо, гораздо дороже тех выкупов, которые могли бы заплатить владельцы судна. Такой груз может быть намного дороже и самого танкера.
С достаточной долей вероятности можно предположить, что через несколько дней, когда пираты выкачают груз с танкера, они просто-напросто отпустят судно вместе с экипажем. Хочется верить, что никто не пострадает. Кстати, пираты Гвинейского залива менее, так сказать, кровожадны. Согласно статистике, моряков, погибших при захвате судов в этом районе Атлантического океана, на порядок меньше, чем погибших от рук пиратов в том же Аденском заливе.
Можно предположить, что попыток отбить танкер у пиратов со стороны военных не будет, поскольку при таком варианте развития событий могут пострадать не только пираты, но и кто-то из экипажа захваченного судна.
То, что на борту захваченного танкера находится 24 гражданина России, особенно осложняет ситуацию. Если помните, российские военные корабли регулярно дежурят у берегов Сомали и в Аденском заливе, но, насколько известно, сейчас боевых кораблей российского ВМФ в Гвинейском заливе нет….
Так или иначе, российские юристы, специализирующиеся на международном морском праве, готовы немедленно подключиться к решению проблем российских моряков на захваченном танкере. Если таковые вдруг возникнут. У них есть большой опыт подобной работы с экипажами судов, захваченных в других районах мирового океана. Чего стоит, например, юридическое сопровождение очень памятных событий с судном Arctic Sea!
Напомню, в июле 2009 года сухогруз с российским экипажем из 15 человек, который следовал из Финляндии в Алжир, был захвачен пиратами, восемью гражданами Эстонии, Латвии и России, вблизи шведского острова Оланд в Балтийском море. Arctic Sea шел под флагом Мальты. В середине августа недалеко от Кабо-Верде судно было успешно освобождено моряками Черноморского флота, пиратов арестовали.
Вообще, стоит отметить, что российские государство ведет себя весьма решительно, когда дело касается граждан страны, которые попадают в руки пиратов. И это отрадно. Так что и в этом случае с похищением вышеупомянутого танкера с российским экипажем есть уверенность, что наша страна своих не бросит".
Увы, россияне попадают в пиратскую "беду" не так уж и редко. Вспомним некоторые, самые яркие случаи захвата судов с российским экипажем за последние годы.
Пятого мая 2010 года сомалийские пирата атаковали российский танкер "Московский университет" компании "Новошип", который с экипажем из 23 граждан России и грузом в 86 тысяч тонн сырой нефти следовал в Китай. В момент захвата экипаж сумел скрыться в одном из внутренних помещений корабля и забаррикадироваться, отключив энергетическую установку и рулевое управление танкера. Пираты не сумели ни добраться до экипажа, ни дать танкеру ход. 6 мая танкер был освобожден большим противолодочным кораблем Тихоокеанского флота "Маршал Шапошников", обеспечивающим безопасность судоходства в Аденском заливе.
29 октября 2009 года сомалийскими пиратами был захвачен сейнер-тунцелов Thai Union-3, принадлежавший таиландской группе компаний. Команда сейнера состояла из 23 россиян (в основном жителей Калининградской области), двух граждан Ганы и двух филиппинцев. 7 марта 2010 года судно было освобождено за выкуп.
Читайте также: "Счастливый берег" пристал к Сейшелам
7 ноября 2008 года у побережья Сомали во время прохождения через Аденский залив пираты захватили сухогруз CEC FUTURE датской компании. Из 13 членов экипажа 11 были гражданами России, один — Грузии и один уроженец Литвы. Корабль перевозил металлические изделия в Индонезию. 16 января 2009 года судно было освобождено за выкуп.
А 1 февраля того же года при выходе из Аденского залива у берегов Сомали пиратами был захвачен буксир ледового класса "Свицер Корсаков", зарегистрированный под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. "Свицер Корсаков" с командой из двух британцев и четырех граждан России направлялся на Сахалин для работы на шельфовом проекте "Сахалин-2". 18 марта буксир и экипаж были освобождены после получения пиратами выкупа в размере 700 тысяч долларов…
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.