Пенсионерка, чтобы разбогатеть на картине Айвазовского "Берег моря в штиль", прикинулась реставратором и провернула хитрую операцию. Похоже, в итоге список украденных и до сих пор не найденных полотен великих художников пополнился еще одним шедевром. Сколько их было и сколько еще будет? Даже премии за информацию о полотнах не спасают ситуацию.
Сотрудники московского уголовного розыска задержали в четверг вечером женщину, которая пыталась нажиться на продаже украденной ею картины Айвазовского.
Дело было так. В отдел внутренних дел обратился генеральный директор одного из коммерческих банков Москвы, который сообщил, что передал на реставрацию полотно великого мариниста. Некоему реставратору по фамилии Прибыткова. Шло время, но полотна и след простыл. Финансист предположил, что Прибыткова продала картину и исчезла вместе с деньгами. Следователи немедленно взялись за дело. Очередная кража произведения искусства оказалась весьма запутанным делом.
В мае 2010 года один коммерческий банк выставил в Антикварном центре на Пушечной улице Москвы картину Айвазовского "Берег моря в штиль". В лоте полотно было заявлено как подлинник и оценивалось в 18 миллионов рублей. Так сообщил оперативникам владелец полотна. А вот, что узнали потом сами оперативники. Картина находилась в центре с мая по июнь прошлого года, пока не была отдана на реализацию гражданину Армении Овакеняну. Предки великого мариниста — армяне, жившие в Галиции, так что Айвазовский и Овакенян были в какой-то мере соотечественниками. С получением полотна у Овакеняна проблем не было. Зато армянин споткнулся, когда попытался продать картину. Миллионы рублей — огромные деньги, и есть не у каждого. Коллекционеры с деньгами, наученные горьким опытом, отнеслись к "Берегу моря" с недоверием. У полотна отсутствовали документы, подтверждающие его подлинность. В итоге, Овакенян совсем пал духом. Полотно лежало бы долго мертвым грузом, если бы на горизонте не появилась некая гражданка Прибыткова, представившаяся частным реставратором. Прибыткова заверила Овакеняна, что картину нужно отреставрировать. За это дело она возьмется сама. Она также пообещала Овакеняну помочь потом в реализаци полотна мариниста. Армянин сразу воспрял духом и без лишних разговоров вручил полотно Прибытковой. Реставратор, женщина 58 лет, оставила номер своего мобильного телефона. А потом и совсем исчезла.
Читайте также: Кражи картин: состояние за несколько минут
Спустя некоторое время глава банка поинтересовался в Антикварном салоне, куда делась картина. Сотрудники салона рассказали ему про Овакеняна. Житель Армении, в свою очередь, рассказал ему про реставратора Прибыткову, которая пропала вместе с картиной. Глава банка, не привыкший сидеть сложа руки, сразу обратился в органы внутренних дел. Спустя короткое время Прибыткову задержали.
В деле есть некоторые детали. Когда полиция стала "пробивать" антикварный салон на Пушечной, выяснилось, что салон уже почти год как не работает. Приостановил свою деятельность и коммерческий банк, где работал тот самый генеральный директор. Картина исчезла с концами.
Если ее найдут, то у экспертов прибавится работы по части ее проверки на подлинность. Никаких документов на полотно ни у гендира, ни, тем более, у Овакеняна не оказалось. Что касается Прибытковой, следствие пока сошлось на том, что женщина продала картину первому более-менее выгодному покупателю, а деньги забрала себе. На "реставратора" завели уголовное дело по 159 статье УК РФ ("Мошенничество"). В отношении Прибытковой пока применена мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Читайте также: Во Францию вернулись похищенные "Прачки"
Похоже, это полотно Айвазовского постигла участь других потерянных шедевров. Многие произведения искусства, стоимость которых нельзя оценить в деньгах, не найдены до сих пор.
10 февраля 2008 года в Цюрихе из частного музея живописи Эмиля были украдены четыре полотна общей стоимостью 164 миллиона долларов. Специалисты уже окрестили вызывающую кражу "ограблением века". Трое грабителей сняли со стен музея картины Клода Моне ("Маки в окрестностях Ветейя"), Поля Сезанна ("Мальчик в красном жилете"), Эдгара Дега ("Граф Лепик с дочерьми") и Винсента ван Гога ("Цветущие ветки каштана"), а затем скрылись в неизвестном направлении. Куратор музея не исключает возможности заказного характера ограбления. В этом случае, полотна могут никогда не вернуться в музей. Однако представители фонда не теряют надежду: в награду за информацию о местонахождении картин представители фонда пообещали 100 тысяч франков.
В 1990 году в США произошло самое громкое музейное ограбление ХХ века. Воры, переодетые в полицейскую форму, ограбили Музей Изабеллы Гарднер в Бостоне. Заявив, что в здании сработала сигнализация, "полицейские" ловко надели на растерянных охранников наручники и быстро вынесли из музея шедевры общей стоимостью 300 миллионов долларов. Исчезли две картины Рембрандта ("Мужчина и женщина в черном" и "Шторм в Галилее"), пейзаж Говарда Флинка, портрет кисти Эдуара Мане, пять акварелей Эдгара Дега, а также жемчужину музея — полотно Вермера Делфтского "Концерт". Несмотря на размер награды за информацию о местонахождении шедевров (пять миллионов долларов) картины до сих пор находятся в розыске.
В 1985 году в Мексике музейные грабители нанесли урон не только музею, но и всему миру. В декабре того года охранники Национального музея антропологии в Мехико, проводя очередной обход, обнаружили, что с семи выставочных витрин аккуратно срезаны стеклянные крышки, а бесценные экспонаты исчезли. Воры похитили более 140 уникальных произведений искусства, в том числе золотые украшения майя и ацтеков, вазы и скульптуры. Оценить ущерб, нанесенный музею, было практически невозможно: стоимость одной лишь вазы времен индейцев майя куратор музея оценил в более чем 20 миллионов долларов. С тех пор была обнаружена и возвращена музею лишь одна из жемчужин коллекции — погребальная маска.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.