Похоже, этот судебный процесс над организаторами смертельного аттракциона будет в России достаточно прецедентным… Ровно год назад во время прыжка с моста в Каменске-Уральском насмерть разбилась об асфальт молодая пара. "Тарзанка" оказалась слишком длинной. Официальные устроители забавы перед прыжком даже не проверили безопасность аттракциона. Им дали по четыре года колонии. Кроме того, официальные организаторы группы роуп-джамперов "Красный шлем" Михаил Акулов и Евгений Степура приговорены к выплате компенсации в пользу родственников погибших 1,7 миллиона рублей.
Хотя какими деньгами можно компенсировать горе, ведь оно безмерно… На прошлой неделе Свердловский областной суд посчитал приговор справедливым и не изменил его после подачи кассаций. Самое печальное, что с наступлением лета 2011 года в полицию Каменска-Уральского уже поступила информация, что опасные прыжки на том же мосту возобновились. Правда, официальные организаторы у смертельно опасного аттракциона уже другие.
Запретить прыжки полиция не в силах — у организаторов есть все полагающиеся для развлекательного действа сертификаты и лицензии. Да и желающих рискнуть жизнью в городе много. Экстремальный прыжок, от которого вскипает мозг и леденеют нервы, стоит 300 рублей. Вот такая история…
Вообще же этот прецедентный судебный процесс, как кажется, — очень хороший повод поговорить об индустрии развлечений и безопасности аттракционов в России вообще. Между прочим, каждый год в стране случается около четырех-пяти трагедий в парках культуры и отдыха. В последние годы аварии и ЧП на различных аттракционах в российских парках отдыха стали, увы, нередки. Вот печальная статистика РИА Новости о происшествиях на аттракционах за 2009 год (более свежие данные пока не опубликованы).
9 августа 2009 года произошла внезапная остановка аттракциона "Колесо обозрения" на ВВЦ в Москве. Пятьдесят семь человек, которые катались на аттракционе, зависли в воздухе. Часть заложников аттракциона эвакуировали спасатели с помощью коленчатого подъемника. После почти полуторачасового ожидания "Колесо обозрения" запустили в резервном режиме и спустили тех, кто находился на самом верху. За медицинской помощью обратились шесть человек, они были в стрессовом состоянии.
30 июня в Центральном парке Владикавказа при катании на детской карусели "Лошадки" восьмилетний мальчик оступился по неосторожности и получил удар в область живота. Ребенок скончался в больнице.
Читайте также: Приговор за смертельный аттракцион
13 июня с аттракциона "Вихрь" в омском Парке культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ упала 20-летняя девушка. В результате она получила открытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и закрытую травму живота с разрывом печени. По предварительным данным, полученным в ходе опросов очевидцев, девушка в момент работы аттракциона сама отстегнула ремень безопасности и по этой причине упала.
12 июня в парке аттракционов в городе Магнитогорск Челябинской области по неустановленным причинам женщина упала с "Колеса обозрения". Цепочка кабины, в которой находилась женщина, была открыта, кабина повреждений не имела…
Впрочем, эта индустрия опасна не только у нас. По официальной статистике, за время работы самого знаменитого американского Диснейленда в штате Калифорния погибли 55 человек. Второй по количеству ЧП парк развлечений — парижский Диснейленд (49 жертв).
Ситуацию комментирует директор Парка культуры и отдыха города Северодвинска Архангельской области Лариса Рудакова (возглавляемый ею парк считается одним из самых безопасных в регионе):
"Любой аттракцион — это все-таки механизм, и случиться может все, что угодно. Если, конечно, не уделять технике должного внимания. Это как недавнее трагическое происшествие с теплоходом "Булгария" к официально озвученным техническим причинам аварии привел человеческий фактор: не были вовремя сделаны полагающиеся ремонты на судне, ответственные лица наплевательски отнеслись к своим служебным обязанностям — и вот результат, более сотни погибших…
Гарантированная безопасность в парках с аттракционами должна быть, сами понимаете, на первом месте. Каждое утро наши механики проверяют все механизмы без исключения. Смотрят, слушают, нюхают даже, наверное. Пока не дадут "добро", никто аттракционов не запустит.
Кроме регулярного утреннего осмотра, ежегодно проводится еще и непременное техническое освидетельствование всех без исключения аттракционов. Нанимается сторонняя организация, у которой есть лицензия на техосмотр и право выдавать заключение о пригодности механизмов. Смотрят все: подвижные части, крепления, сидения, возраст аттракционов, соответствие нормам безопасности.
Если что-то не так, а исправить уже нет возможности, аттракцион демонтируют. Но не только "железные" аттракционы положено проверять. Батуты и надувные горки мы тоже обязаны проверять регулярно! Особенно уделяется внимание креплению их к земле, чтобы не случилась беда, как, например, несколько лет назад у нас, в Северодвинске.
Тогда какая-то "левая" организация, даже не получив разрешения в мэрии, установила на площадке рядом с городским драмтеатром несколько надувных аттракционов. А уже через несколько дней один из батутов вместе с детьми сорвало с места порывом ветра, несколько ребят серьезно пострадали. Такого допускать нельзя.
К слову, в последние годы начинает развиваться обмен опытом между парками разных городов и даже регионов — и, поверьте, дело это очень полезное в профессиональном плане. Например, некоммерческое партнерство "Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений" безвозмездно помогает организовывать обучение обслуживающего персонала аттракционов практически всех конструкций, механиков, контролеров и даже менеджеров".
В общем, не забывайте, что безопасность зависит не только от болтов, механиков и лицензий, а еще и от ежедневной бдительности и личной ответственности людей.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.