СК РФ возбудил уголовное дело в отношении гендира "АгроРечТур" и чиновника из Российского речного регистра. Но похоже, что Светлана Инякина, глава "АгроРечТура", — подставное лицо. Неужели настоящий владелец судна остался в тени? Дело "Булгарии" обрастает все новыми и новыми подробностями, и, возможно, список подследственных скоро продолжится.
Вчера в России был День траура по всем погибшим на теплоходе "Булгария". Были отменены все развлекательные мероприятия, а в храмах служили панихиды. Гибель такого количества людей, унесенных под воду ржавым двухпалубником, не забудется долго. О "Булгарии" говорят везде: на работе, в транспорте, дома. Больше всего россиян ужасает гибель детей.
Читайте также: Гибель волжского "Титаника" снимали на мобильные
Между тем, следствие и журналисты узнают все больше новых подробностей из "биографии" злополучного судна. Эти подробности повергают в шок не меньше, чем сама трагедия.
Журналистам МК удалось связаться с бывшим членом экипажа теплохода, штурманом. Моряк ходил на "Булгарии" в 2007 году. По его словам, сразу было видно, что корабль отжил свое и к рейсам непригоден: "Я ходил на "Булгарии" в 2007 году. И первым же перегонным рейсом по иронии судьбы примерно в том же районе, где он сейчас затонул, мы попали в сильный шторм. Нижние кубрики залило водой через иллюминаторы — рассохлись резинки на них. Задраив их крышками, мы продолжили рейс и, когда улучшились погодные условия, в авральном режиме заменили резинки".
Казалось бы, совпадение, мистика. Моряки, как и летчики, — люди во многом суеверные. Но дальше уже идет голая конкретика. По словам другого моряка, который ходил на "Булгарии" в том же 2007 году, сгнили тогда на корабле не только иллюминаторные резинки. "Мы с другом приехали на "Булгарию" одними из первых после его длительной стоянки и ужаснулись, когда заглянули под слани (настил в трюме судна): в пассажирском отсеке набор (система балок, к которым крепится наружный настил палубы), напрочь отсутствовал. Ремонтники сказали, что задрали теплоход на слипе (сооружении для подъема судов на берег), валы воткнули, в середине корпуса металл поменяли, и все", — сообщил матрос журналистам. В последующие годы "Булгарию" перед каждым новым рейсом только грунтовали и красили. На такую мелочь, как гнилые переборки или внезапно глохнущие двигатели, никто не обращал внимания.
К слову о двигателях. Экс-пассажиры говорят, что корабль во время рейсов, что называется, "дышал на ладан". Казалось, судно в любой момент может утонуть.
Например, несколько лет назад пассажиры "Булгарии" во время одного из рейсов остались без питьевой воды, света и возможности пользоваться туалетами. Гальюны были забиты фекалиями. "Булгария" тогда шла из Казани в Самару.
Однажды на теплоходе во время рейса Казань — Пермь произошла авария, едва не приведшая к его гибели: "За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что не работала даже радиосвязь. Спрашивается, где аварийные аккумуляторы?! Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи", — цитирует экс-пассажира МК.
Кое-что удалось выяснить и насчет отношения хозяев "Булгарии" к своим работникам: "Госпожа Инякина уже давно известна речникам тем, что задерживает зарплату экипажу". И к пассажирам: "На питание туристов не было денег. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе, матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зеленая стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры — люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, наверстывая опоздание. А за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить "Булгарию" к причальной стенке", — делится впечатлениями еще один блогер, когда-то бывший пассажиром "Булгарии".
Читайте также: "Булгарию" погубили ротозейство и беспечность
Генеральный директор Светлана Инякина взята под стражу и продолжает объясняться со следствием. Незадолго до ареста с ней общались журналисты "Комсомольской правды". Гендир настаивала на том, что вины ее фирмы в трагедии нет. Глава "АгроРечТур", когда отправляла судно в рейс, не знала о неисправностях: "В начале навигации в июне этого года оно прошло техосмотр. У меня на руках документы речного регистра о том, что судно не имеет неполадок и безопасно". По словам Инякиной, в 2007 году на судне был капитальный ремонт и это можно доказать документально. На вопросы технического характера Инякина отвечала: "Я бизнесмен, а не техник". Возможность того, что судно было перегружено, Инякина допускает, но за этим кроется не ее вина. "Это команда провозила своих людей бесплатно, без ведома начальства", — сказала она корреспонденту КП. Генеральный директор оскандалившейся турфирмы назвала роковой рейс теплохода "туристическим пьяным рейсом, где все шли отдыхать и пить".
Об Инякиной журналисты успели сказать достаточно много. Но она — только арендатор (и даже субарендатор), а не владелец корабля.
Владелец же судна — Камское речное пароходство. Сегодня 53 процентами ОАО "СК "Камское речное пароходство" (через Antonov Group — F.Z.E., зарегистрированную в ОАЭ) владеет Михаил Антонов, известный пермский бизнесмен. Арендатор судна "Булгария" — ООО "Бриз" — является структурой, близкой к КРП, экипаж "Булгарии" работал в "Бризе". 12 июля в ООО "Бриз" прошли выемки документов. По данным отчета КРП, за первый квартал 2011 года, ООО "Бриз" является аффилированной компанией к ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство". ООО "Бриз" зарегистрировано в Перми. Председатель совета директоров — Михаил Антонов, которому, по некоторым данным, принадлежит 100 процентов долей.
В общем, вывод напрашивается сам: похоже, привлеченная к ответственности Светлана Инякина — подставное лицо, заранее припасенная "девочка для битья". Кроме "АгроРечТура", на имя Инякиной зарегистрирована также фирма "Волга Престиж Тур". Судя по названию, дела у фирмы должны были идти соответствующе. Но, как говорится, "на заборе написать можно все что угодно".
Хозяйка бизнес-центра на Московской улице Казани, где арендовал помещение "Престиж Тур", рассказала "Коммерсанту" об истинном положении дел в турфирме: "Фирма нищенствовала, я это всегда знала. У них в прошлом году два раза забастовки были. Там же матросов из Казани не было, все иногородние — из Омска, из Кузбасса. И они бастовали, потому что фирма им не платила зарплату, и им даже не на что было домой уехать". Один раз турфирма просрочила арендную плату за два месяца и решила расплатиться "натурой": предоставила в бесплатную аренду теплоход. Ту самую "Булгарию", тогда еще называвшуюся "Украиной". Хозяйке бизнес-центра тогда предложили справить на корабле ее день рождения. Как только женщина взошла на борт, ей стало плохо. "Страшный теплоход", — сказала она журналистам.
"Страшный теплоход", "консервная банка", "старая калоша"… — далеко не полный перечень имен, которыми "наградили" затонувшую "Булгарию" еще до катастрофы. Как зовется корабль, так он и ходит. Легендарная Волжская Булгария исчезла под натиском монголов. В консервной банке или дырявой калоше по Волге тоже далеко не уплывешь. Разве что на тот свет.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.