Ситуация, которую наблюдать в российских местах заключения можно очень часто. Подросток, проходящий подозреваемым по двум уголовным делам, в понедельник найден повешенным в новокузнецком изоляторе временного содержания. Повесился он на собственных штанах. Есть данные, что до ареста он злоупотреблял наркотиками.
Сейчас проверяются обстоятельства гибели 17-летнего юноши. Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе следственного управления по Кемеровской области, версия о суициде пока выступает главной. Проверяется также соблюдение сотрудниками полиции требований закона о порядке содержания под стражей подозреваемых в совершении преступления. Пока никаких нарушений не найдено.
Да и вообще новокузнецкий изолятор считается в регионе достаточно неплохим, условия содержания арестованных и задержанных тут достаточно сносные. Кормят неплохо. Что подтолкнуло парня повеситься: ломка без дозы наркотика, страх перед наказанием за кражу или что-то еще, — разберется следствие.
Характерно, в тот же день похожее происшествие произошло и в Москве. Мужчина, задержанный за злостное хулиганство, был найден повесившимся на своем ремне в камере одного из отделов внутренних дел. Что заставило его вешаться, тоже пока непонятно. Срок за хулиганство ему вроде бы светил небольшой, был он почти трезв. По-видимому, его подтолкнули к суициду какие-то личные мотивы.
Вообще, суицид в российских тюрьмах, колониях и изоляторах — дело привычное. Тюремные психологи по правилам внутреннего распорядка обязаны четко отслеживать жизнь заключенных, склонных к посягательствам на собственную жизнь. Но все-таки чужая душа — потемки, и предупредить суицид в заключении сложно.
Так, в челябинском СИЗО номер 1 на днях 34-летняя женщина повесилась… на собственных шнурках от обуви! Что привело ее к смерти, сейчас выясняется. Однако предварительные выводы красноречивы: руководство СИЗО просто просмотрело, что у женщины была давнишняя склонность как раз к суициду и за ней нужен был особый контроль.
Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе прокуратуры Челябинской области, сотрудники вовремя не выявили суицидальные намерения женщины, причины и условия, способствовавшие самоубийству, и не приняли должных мер по контролю за поведением арестованной в период содержания в камере. По всему выходит, что за смерть заключенной ответит кто-то из руководства СИЗО. Кроме того, не исключены и, так сказать, оргвыводы по отношению к сотрудникам учреждения рангом пониже…
Сразу десять заключенных колонии строгого режима в Ростовской области совершили массовую попытку суицида, начав резать себе вены и вспарывать животы. Делали они это с помощью ножей или лезвий, спрятанных в камере. Всех удалось спасти, остановить кровотечение и поместить в так называемую спецмедчасть, или, по-тюремному, в "больничку". Неудачливые самоубийцы утверждали, что новый начальник издевается над ними, и угрожали поднять бунт. Правда, остальные заключенные колонии их так и не поддержали, бунта не было.
На слуху самоубийство члена кущевской организованной преступной группировки Сергея Цапка Виталия Иванова, обвиняемого в убийстве двух человек. Он покончил с собой в следственном изоляторе Краснодара, повесившись на простыне. Это была уже не первая попытка самоубийства у этого преступника.
Первую попытку суицида заключенный предпринял почти сразу после задержания в 2010 году - он разбил стекло и порезал себе шею. Потом в январе 2011 года Иванов порезал руку и живот бритвой. Как сообщили "Правде.Ру" в следственном комитете региона, в настоящее время проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение. Если будет установлено, что в том, что преступника, склонного к суициду, просто-напросто проморгали, ответственные лица будут наказаны…
В общем-то, тюремный суицид — болезнь не только российская. В штрафном изоляторе одной из колоний Павлодара в Казахстане повесился ВИЧ-инфицированный осужденный. Веревку он сплел из кусков половой тряпки. В изолятор мужчина был помещен за нарушение формы одежды и выход за пределы локального участка. Заключенный состоял на учете у психиатра и психолога как склонный к суициду. Еще будучи на свободе он также пытался свести счеты с жизнью. Но, как видим, удалось это лишь в колонии…
Ситуацию комментирует "Правде.Ру" психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:
"Мне кажется, нет более сложной категории пациентов, чем заключенные. Дело в том, что при содержании человека в замкнутом пространстве, при ограничении свободы, да еще среди себе подобных "лишенцев", психика порою претерпевает такие серьезные изменения, что к человеку приходится применять особые методы лечения, даже медикаментозные.
Для того, чтобы этого избежать, нужна профилактика. Но есть тут вот такой нюанс: не всегда заключенные "кончают с собой" всерьез. Очень часто, поверьте моему опыту, тюремные самоубийцы только очень хорошо "играют" самоубийство, чтобы достичь каких-то своих целей, например, смягчения режима или госпитализации. И очень трудно распознать, настоящий это суицид или, так сказать, "игровой".
Дело в том, что сейчас наблюдается острый дефицит профессиональных психологов, которые имели бы опыт работы с такими заключенными. Кстати, и основная масса бывших осужденных нуждается в помощи психолога и в процессе адаптации к изменившимся условиям жизни. По-видимому, недостаточное число психологов в колониях, а также недостаточный опыт работы руководства пенитенциарных учреждений не могут пока остановить вал тюремного суицида…"
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.