Российскую армию многие привыкли считать "мертвым львом". Из армейских складов тащут все: счетчики Гейгера, форму, противогазы, продукты. Некоторые офицеры продают "на сторону" оружие и боеприпасы. Обычные граждане тоже стараются "урвать свое". Вот только продать за границу вагон с автоматами рядовому гражданину не под силу. А сдать в металлолом бесхозный снаряд — вполне.
Башкирский поселок Урман, известный благодаря воинской части, где в конце мая 2011 года рвались снаряды, снова попал в новостные хроники. На этот раз не взрывами, а их последствиями. В пункт приема металлолома, расположенный в уфимском микрорайоне Черниковка, приехал очередной клиент. Молодой мужчина сказал приемщику, что у него есть ценный товар. Работник пункта приема был заинтригован, но когда увидел, что ему привез незнакомец, то немедленно вызвал полицию. В Черниковку прибыли полицейские и саперы. Пункт был окружен плотным кольцом. Полицейские, как могли, успокоили перепуганного приемщика и занялись клиентом.
Молодой мужчина оказался жителем злополучного поселка Урман Иглинского района республики. В этом поселке до недавнего времени дислоцировалась воинская часть. В конце мая этого года на территории этой части стали внезапно взрываться боеприпасы. Из-за взрывов было разрушено более полусотни домов, эвакуировано более трех тысяч человек. Взрывы позднее были локализованы, пожары потушены, но следы происшествия остались — в виде бесчисленных обломков снарядов и разнокалиберных гильз. То, что некогда бдительно охранялось на складах, теперь валялось вокруг поселка в пыли и грязи.
Читайте также: Почему взрываются арсеналы?
Житель Урмана решил: "Ну не пропадать же добру? Надо, по возможности, превратить это хозяйство в деньги. Пока других таких предприимчивых не нашлось". И, насобирав довольно приличное количество "ценного товара", он повез его в Уфу, чтобы сдать в пункт приема вторсырья. Всего перед глазами работника пункта, а потом и полицейских, предстало полторы сотни разнокалиберных гильз и около пятисот фрагментов разорвавшихся снарядов. "Добытчик" не видел в своих действиях ничего криминального — снаряды уже взорвались, гильзы никого не убьют.
Таких предприимчивых "собирателей ценностей" по просторам не только России, но и всего постсоветского пространства хватает. И главное, что никто из них не видит в своих действиях никакого криминала. Когда нет возможности "полакомиться сладкими остатками" из арсенала Вооруженных сил РФ, металлокопатели начинают искать "клады" времен Второй мировой.
В конце июня этого года 70-летний житель Брянска обратил внимание на сумку, которую несла молодая женщина. Из большой торбы торчало нечто, напоминавшее снаряд времен Великой Отечественной войны. Мужчина, чьи первые детские годы пришлись на войну, узнал это страшное орудие и позвонил в полицию. На место вызова, в Володарский район Брянска, прибыла следственная группа.
Обыскав дом женщины, полицейские выяснили, что настороживший пенсионера объект на самом деле представляет собой минометный снаряд военных лет. Причем в доме он был не в единственном экземпляре. Женщина рассказала блюстителям правопорядка, что в свое время нашла в земле возле дома на Профсоюзной улице Брянска десять таких мин. Двадцатисемилетняя "черная копательница" сочла эти мины неопасными и сразу решила сдать в металлолом. Мины полицейские у нее изъяли, а с ней самой провели разъяснительную беседу.
"Крупноформатный" бизнес по поставке армейских боеприпасов был накрыт в Саратовской области. При разгрузке на ремонтном заводе города Шахты (Ростовская область) товарного состава с металлическим ломом рабочие среди арматуры и прочих железяк обнаружили открытые ящики со снарядами, минами, ручными гранатами и авиабомбами. Этот арсенал, приехавший из саратовского города Вольска, мог в любой момент взорваться. Сотрудники ремонтного завода сразу вызвали полицию и саперов. Приехавшие на место специалисты насчитали 508 единиц боеприпасов. Саперы сразу приняли меры к их уничтожению, а полиция принялась искать отправителя по горячим следам. Им оказался предприниматель Василий Косьяненко, житель села Багай-Барановка Вольского района области.
Сельский бизнесмен организовал прямо во дворе своего дома подпольный пункт приема черного металла. Неподалеку от села находилась воинская часть. Местные жители через дыру в заборе проникали туда и тащили все, что, как говорится, плохо лежало, а затем сплавляли товар Косьяненко. Чаще всего это были снаряды, использовавшиеся в части во время учений. Собрав целую "коллекцию", предприимчивый сельчанин решил провернуть выгодную сделку и договорился об отправке двух вагонов чермета на ремонтный завод в городе Шахты. Когда товар был отправлен в Ростовскую область, у Косьяненко оставалась еще тонна бесхозных боеприпасов.
Компания "Ломпромторг", ответственная за отправку злополучного груза, назвала Косьяненко "непорядочным человеком". С односельчанами у предпринимателя тоже возникли проблемы. А милиция не знала, что делать со злополучным бизнесменом. С одной стороны, снаряды, которые отправлял Косьяненко, оказались неопасными и убить никого не могли. С другой, боеприпасы, даже и отслужившие свой век, должны быть где угодно, только не в пункте металлолома, и любые попытки подобного сбыта должны пресекаться стражами правопорядка.
В таком же подвешенном положении сейчас находится и делец из Башкирии. Житель поселка Урман, который хотел поживиться на "наследии" скандальной военчасти, не тянет на крупного преступника. Особого криминала в его действиях нет.
Читайте также: Боеприпасы Второй мировой еще воюют
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.