Ровно полвека назад произошла первая, но, увы, далеко не последняя ядерная авария на советском подводном флоте. 4 июля 1961 года вышла из строя система охлаждения атомного реактора на подводной лодке К-19, находившейся на боевой службе недалеко от Исландии. Если бы командир вместе с экипажем вовремя не принял действенных мер, могло бы случиться непоправимое…
Была нарушена герметичность так называемого первого контура реактора. Было принято, пожалуй, единственно верное решение: прямо в море наладить нештатную систему охлаждения, иначе все было бы гораздо хуже, чем через четверть века в Чернобыле… Разразилась бы колоссальная ядерная катастрофа! Восемь человек получили огромнейшую дозу радиации и погибли через несколько дней. Еще 22 умерли позже.
О том, что произошло на К-19, стало широко известно только в 90-е годы прошлого века. До тех пор все члены экипажа подлодки, давшие 30-летнюю подписку о неразглашении, не говорили об аварии ничего. А ведь катастрофа могла стать не только экологической. Взрыв на советской подлодке 4 июля, в День независимости США, тем более когда за бортом идет холодная война, мог привести к началу настоящих боевых действий…
Именно этим событиям, кстати, посвящен нашумевший голливудский блокбастер "К-19. Оставляющая вдов" режиссера Кэтрин Бигелоу, с Харрисоном Фордом в главной роли, вышедший в 2002 году. Пожалуй, не только американцы, но и многие россияне впервые узнали подробности трагедии. Правда, многие эпизоды голливудского "шедевра" исторической правде, мягко говоря, не соответствуют.
Давний автор "Правды.Ру", известный военно-морской историк и публицист, капитан 1 ранга Сергей Апрелев, который был консультантом фильма "К-19. Оставляющая вдов" с российской стороны, даже потребовал убрать свое имя из титров. Вот что рассказал Сергей Вячеславович о съемках блокбастера:
"Зловещее прозвище "Хиросима", которое американцы в своем фильме опустили по вполне понятным причинам, лодка получила после своего первого боевого похода летом 1961-го.
Тогда на переходе в район боевого пaтрулирования в Норвежском море разразилась первая, но, увы, не последняя ядерная авария на нашем флоте. Произошел разрыв первого контура одного из реакторов, что, по мнению, бытовавшему тогда, неминуемо привело бы к ядерной катастрофе. А это грозило не только гибелью подводной лодки, но и третьей мировой.
Героическими усилиями экипажа и буквально из подручных материалов была изготовлена система искусственного охлаждения реактора, ставшая впоследствии штатной. Стихия атома была укрощена, но какой ценой?.. Ни о каких коллизиях в отношениях офицеров на борту подлодки, а тем более, у командования корабля не было и речи. Не говоря уже о глупейшей части так называемого сценария, о "бунте на корабле".
Подводники исполнили свой долг до конца и без малейшего принуждения. Слава богу, многие из них живы и по сей день, так что фраза из интервью с Харрисоном Фордом, сыгравшим роль главного героя — командира лодки Алексея Вострикова, мол, "все равно никто не знает, как протекали события", не имеет под собой ни малейшего основания.
И, несмотря на очевидный талант большинства актеров, блестящие технические возможности, вполне доступные при более чем 100-миллионном бюджете фильма, очередной "киношедевр" "фабрики грез" остается чистой воды спекуляцией на "горячей" тематике российского подводного флота. Да и создан он практически по следам гибели "Курска". Так что с мотивацией создателей все ясно.
Могу судить об этом еще и потому, что почти пять месяцев провел на съемочной площадке в качестве консультанта и прекрасно представляю как сущность происходящего, так и подноготную основных этапов проекта. Разумеется, все его участники — профессионалы высокого полета и, возможно, даже прекрасные люди, если это не касается чужой истории. В бережном отношении к этой самой истории их нельзя даже заподозрить. Фильм, торжественно провозглашенный прорывом в закоснелом изображении русских периода холодной войны, остается набором клише, составленных Голливудом именно в этот период.
Это и традиционный конфликт между командиром и старшим помощником, перерастающий в открытую конфронтацию, без которых не обходится ни одна американская картина этого жанра. Это и нарочитая роль партии, когда замполит, он же представитель госбезопасности (очевидно, для экономии средств), заявляет, что уполномочен снимать или оставлять командира на его посту. Подводники советского периода прекрасно знают, что авторитет командира на лодке был, как правило, не оспорим.
Поэтому замполит и примкнувший к его "заговору" минер с пистолетами у носа командира и наручниками превращают драму в настоящий фарс, который до этого лишь угадывается. Вообще, насколько я могу судить, в голове у режиссера Кэтрин Бигелоу, слывущей специалистом по фильмам активного действия, был изрядный сумбур от стремления привнести в свое детище все лучшее из киномаринистики. Получилась эдакая сборная солянка, хотя и высококачественная…"
Помнится, после выхода фильма на российские экраны возмущенные ветераны нашего ВМФ даже подали в суд на режиссера фильма Кэтрин Бигелоу за слишком вольную трактовку событий на К-19, но иск был отклонен. И растиражированный на дисках и выложенный в интернете фильм все смотрят сейчас с теми же самыми фактологическими ошибками, заложенными в Голливуде. Наверное, это последняя неприятность в судьбе несчастливой "Хиросимы"…
Читайте также: Хроника загадочной невезучей "Хиросимы"
4 июля 1961 года на К-19 произошла самая громкая катастрофа, но ведь была на лодке масса аварий, так сказать, потише. И вообще, в истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как этой советской АПЛ. Лодке не везло с самого начала строительства. Беды преследовали К-19 еще во время постройки на Севмашпредприятии в Северодвинске.
Еще до спуска лодки на воду в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло. После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. Когда К-19 вывели из стапельного цеха, о ее борт с первого раза не разбилась бутылка шампанского, что считается у моряков очень плохой приметой. Примета, что называется, не подвела.
В начале 1961 года при погрузке ракет в шахты матрос был придавлен крышкой люка и погиб на месте. 12 апреля 1961 года К-19 чудом избежала столкновения с американской атомной субмариной "Наутилус", но при этом врезалась в дно. Значительных повреждений, к счастью, не было. 15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и, получив повреждения, вернулась к месту базирования, в базу Западная Лица на Кольском полуострове.
Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже появилась даже легенда, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, якобы пытался торпедировать К-19, но капитан "Гэтоу" вовремя отменил его приказ.
24-25 февраля 1972 года на К-19 произошел пожар в восьмом и девятом отсеках. Лодку отбуксировали на базу подводников на Кольском полуострове. Погибло 28 человек. А 12 матросов пробыли в заточении в десятом кормовом отсеке 23 дня, все остались живы… 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке К-19 возникла электрическая дуга. Были обожжены несколько человек, один из них 20 августа в госпитале скончался.
К-19 прослужила на флоте до 1990 года, потом долго стояла на базе в Мурманской области. Подводники хотели сделать из нее музей, но в 2003-м ее все-таки распилили. Моряки из экипажа АПЛ до сих пор стараются встречаться хотя бы раз в году…
Читайте также:
Дело "Нерпы"-убийцы: капитан за всех ответит
И снова вспомним флот подводный…
Человек-легенда, создавший атомный флот
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.