В ночь с понедельника на вторник в аэропорту петрозаводского аэропорта Бесовец произошло крушение пассажирского самолета Ту-134. Борт RA-6569 летел с Дальнего Востока через Москву. В самолете находились 52 человека. Когда до карельской земли оставались считаные метры, экипаж принял решение о жесткой посадке на автотрассу. Решение оказалось роковым.
От удара о землю самолет загорелся, а затем "тушку" разорвало на куски. Родственники и друзья оплакивают погибших. А специальная комиссия пытается воссоздать истинную картину происшествия.
С самого начала расследования причин катастрофы в качестве основной версии прорабатывалась следующая. В ту роковую ночь над Петрозаводском стоял небывало плотный туман. Экипаж самолета начал теряться в воздушном пространстве. Но самолет, вопреки всему, продолжал ночной полет в туманном карельском небе.
Постепенно экипаж начал готовиться к посадке. Сама посадка — это очень ответственное дело, а в условиях плотного тумана это и крайне рискованно. Летчики это понимали. Они одного не могли понять: почему на этот раз не было видно контуров самой посадочной полосы? Огни "взлетки" не горели. Экипаж принимает решение о внеплановой жесткой посадке на проходящую рядом с аэропортом трассу Петрозаводск — Суоярви.
Внеплановая посадка на не предназначенную полосу оказалась роковой. Ту-134 буквально рухнул на 16-й километр дороги. От сильного удара о земную поверхность фюзеляж самолета треснул. Спустя минуты на борту вспыхнул пожар, а еще мгновения спустя — раздался взрыв. Многотонную машину буквально разорвало на куски. Прибывшие на место спасатели смогли только через час потушить пожар.
На место трагедии сразу вылетел санитарный самолет МЧС с 15 врачами "Центроспаса" и пятью психологами. Вслед за спасателями в Петрозаводск начали прибывать следователи и эксперты.
Управление СКР на транспорте сразу стало рассматривать несколько возможных причин трагедии. Но, как уже было сказано, "версия с туманом" была основной, рабочей. Когда эксперты начали свою работу на месте трагедии, в небе над аэропортом по-прежнему было необычно туманно. Даже в озерной Карелии такой туман бывает не всегда. В таких условиях огни взлетно-посадочной полосы должны были обязательно гореть. Но почему-то в эту злополучную ночь "взлетка" была темна.
Член специальной комиссии, глава комиссии по расследованию авиапроисшествий МАК Алексей Морозов, после тщательной оценки ситуации, выразил мнение, что ВПП не горела по вине администрации аэропорта. Вслед за заявлением Морозова последовали действия следователей Генпрокуратуры. Они начали допрашивать Алексея Кузьмицкого, директора аэропорта.
Кузьмицкий, отвечая на вопрос следствия, заявил, что "взлетка" и сам аэропорт были обесточены… по вине экипажа самого рухнувшего самолета. По словам главы аэропорта, при совершении жесткой посадки Ту-134 зацепил линию электропередачи и оборвал ее. Взлетно-посадочная полоса была обесточена. Но, по словам Кузьмицкого, "через три секунды включились резервные источники питания, огни снова загорелись. Экипажу, однако, это не помогло". Следователи сразу поставили под сомнение версию о сорванной самолетом линии электропередач. Когда Ту-134 заходил на жесткую посадку, он никаких проводов задеть не мог. Это подтверждает и тщательный осмотр места катастрофы. Весьма показательно, что после объяснения со следователями руководство петрозаводского авиатерминала закрыло аэропорт для всех обычных рейсов. На злополучную ВПП Бесовца теперь могут садиться только самолеты, выполняющие спецрейсы.
Из 52 человек, находившихся на борту, удалось выжить только восьми. Остальные 44 человека погибли. Одним из пассажиров рухнувшей "тушки" был известный футбольный арбитр Владимир Петтай. Известный на всю Россию арбитр ФИФА погиб одним из первых. Спасенные восемь человек сейчас находятся в больницах в очень тяжелом состоянии. Петрозаводские медики просят всех неравнодушных сдавать для них кровь. Глава Карелии Андрей Нелидов сразу же заявил, что правительство республики будет оказывать помощь пострадавшим.
Стоит вернуться к взлетно-посадочной полосе аэропорта. Сам аэропорт "Бесовец" имеет двойное назначение. Его взлетно-посадочную полосу делят с давних времен военные и гражданские летчики. Рядом с аэропортом дислоцирован 159-й истребительный полк, где на вооружении стоят Су-27. В день перед катастрофой "сухие" в воздух не поднимались. Рейс из Москвы обслуживал гражданский диспетчер. Представители следствия прорабатывают возможную причастность к аварии и воинской части, и диспетчера. Но подробностей следователи пока не огласили.
Известно, что из Домодедова в Петрозаводск должен был лететь самолет компании "Руслайн", Bombardier CRG 200. Но по ряду причин заграничный борт "Руслайна" отправился именно в международный рейс, а в столицу Карелии отправился Ту-134, принадлежавший компании "Русэйр". Сотрудники "Руслайна" объяснили "Газете.Ру" причины такой рокировки: "Самолетов марки "Ту" у нашей компании нет". Рухнувший Ту-134 находился в эксплуатации 31 год.
Читайте также: Трагедия над Атлантикой. Виноваты ли пилоты?
Свое мнение "Правде.Ру" высказал эксперт, военный летчик 1 класса Григорий Друговейко:
"Если Ту-134 эксплуатируется правильно и вовремя проводятся ремонтные работы, то возраст самолета роли не играет. Стоит сказать, что российские самолеты падают не чаще, а даже реже импортных. Третье. Достоверной информации о том, что произошло в Карелии, пока мало. Я могу высказать только несколько предположений. Первое. Совершенно необъяснимо, почему этот вылет был разрешен при тумане. Насколько я могу судить, на всей европейской части России стоял радиационный туман. Он появился именно в европейской части, за счет жары и разных испарений. Вылетать в такую погоду — отчаянный шаг.
При тумане заходить на посадку очень сложно. Если судить по сообщению, что самолет при заходе на посадку порвал провода, то этого следовало ожидать. Это результат посадки при тумане. Если освещения нет, можно дорогу принять за полосу. Такое бывает. В полете всяких визуальных иллюзий бывает много, и не так уж редко.
Не хочу ничего плохого говорить о пилотах, но я не исключаю их низкий профессиональный уровень. Последнее. Этого могло и не быть, но это сейчас тенденция. Самолет могли загрузить топливом только "на маршрут", без дополнительного резерва. И поэтому им уйти на другой аэродром было бы практически невозможно. Коммерция плохо сочетается с авиацией.
Возращусь к "Ту" и их возможному запрету к эксплуатации. Наши самолеты не хуже импортных. Вопрос в другом, как их эксплуатировать. В советские времена самолет, отлетавший определенный ресурс, уходил на капитальный ремонт. Его исследовали всесторонне. Сейчас этого нет. За определенную мзду ресурс самолета могут увеличить в два-три раза и без особых проверок. Говорить о "надежности" или "ненадежности" какой-то марки самолета нельзя без серьезного анализа".
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.