Российскую гражданскую авиацию атаковал новый враг. Имя ему - злоумышленники с лазерными указками, обычные граждане России. Лазерная указка, с виду вполне безобидная вещь, в руках хулигана превращается в опасное оружие. Луч направленного действия на какое-то время ослепляет глаза пилота, и летчик теряет управление воздушным судном. В лучшем случае летчик будет долго жаловаться на боль в глазах. В худшем - произойдет трагедия.
В Ростове-на-Дону произошел уже второй с начала месяца случай ослепления пилотов гражданского борта лучом лазера. Седьмого июня этого года, когда Airbus 320 со 160 пассажирами на борту заходил на посадку, один из пилотов почувствовал резкий удар по глазам. Хорошо, что экипаж не растерялся. Самолет совершил посадку в аэропорту Южной столицы. Все пассажиры лайнера, живые и здоровые, ступили на ростовскую землю. Сами пилоты лайнера по прилете в Ростов-на-Дону сразу сообщили об инциденте в компетентные органы. Летчики подумали, что стали жертвами лазерной атаки. А полиция незамедлительно принялась искать злоумышленников.
Читайте также: "Стрижей" и "Русских витязей" могут расформировать
В ГУ МВД по Ростовской области в качестве одной из версий поначалу фигурировала "дискотечная". Самолет мог попасть под мощные лазерные огни, которые часто используют на праздниках, концертах и танцевальных вечеринках. Но "дискотечный вариант" был отброшен как несостоятельный. Во-первых, в тот день в городе не было никаких увеселительных мероприятий. Во-вторых, владелец подобной лазерной установки, как правило, ответственный человек. Он прекрасно знает, какие последствия могут быть, если его "лазерная пушка" начнет свою работу вблизи аэропорта или федеральной трассы. Луч может попасть в глаза летчику или водителю машины, и тогда трагедии не миновать. Примерно об этом же написано в инструкциях по применению таких установок. Ну и третье "но". Такой профессиональный лазер стоит очень больших денег. Тогда на смену "дискотечной" версии пришла "указочная". Лазерные указки, в отличие от мощных установок, продаются в любом магазине и доступны каждому. К тому же Росавиация в этом году уже неоднократно фиксировала случаи подобных нападений. Вот данные только на начало лета 2011 года.
Второе июня. Экипаж снижающегося 320-го аэробуса сообщил об ослеплении лучом лазера. Третьего июня командир воздушного судна доложил на землю об ослеплении зеленым лазером с правой стороны. И вот накануне пилот немецкой авиакомпании при заходе на посадку передал об атаке лучом лазера красного цвета в районе деревни Картино. Это рядом с аэропортом Домодедово. Все эти случаи произошли за неделю и только в одной московской воздушной зоне.
Читайте также: Обаме построили воздушный бункер
Что обычно чувствует пилот, когда ему внезапно по глазам бьет лазерный луч? "Представьте себе, что вы словили "зайчика" от сварки. Пилот вместо того, чтобы следить за оборудованием, тем более при заходе на посадку, на глиссаду, не в состоянии видеть приборы. Ему бы в себя прийти", - рассказал "Вестям" Сергей Мастеров, начальник управления инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта РФ. О том, что такое заход на посадку, говорит сам пилот атакованного самолета Дмитрий Леонтьев. "При заходе на посадку пилоты сканируют параметры движения воздушного судна, очень много параметров, плюс они сканируют закабинное пространство на предмет положения относительно взлетно-посадочной полосы". В общем, заход на посадку 800-тонной машины, тем более когда она летит над городскими кварталами, - очень сложное и ответственное дело.
Вернемся к ростовским событиям. Как уже было сказано, прокуратура немедленно занялась поисками злоумышленника-"лазерщика". Удалось выяснить, что в зоне предполагаемой атаки, в частном секторе, местные жители не раз уже страдали от владельца "мощного лазерного прибора". Следователям удалось опросить нескольких пострадавших. По их словам, они стояли во дворе дома и видели, как с балкона напротив прямо в их глаза светил лазером молодой человек. Луч был сильный и очень мощный. Такой луч вполне могла испускать обычная лазерная указка или ручка.
Михаил Соловьев, директор компании по производству профессионального лазерногооборудования, рассказал о довольно немирных особенностях "мирного" лазера: "Инструмент, который попадает на прилавки наших магазинов, - это лазерные указки, ручки. Они широко используются на конференциях, семинарах. К сожалению, они выпускаются с большой мощностью, то есть достаточной мощностью, чтобы причинить нашим глазам ощутимый урон".
Лазерную указку можно купить в любом интернет-магазине, стоит она не дороже пятисот рублей. Лазер с указки мощностью в сто миливатт легко подожжет спичку. И это не предел, а только самое начало. Указки мощностью в триста-пятьсот миливатт способны в темноте пробивать расстояния в десятки километров. А с более близкого расстояния -расплавить пластмассу и даже тонкий металл. При этом в США бытовые лазерные указки, работающие в самом ярком для человеческого глаза цветовом спектре - зеленом, запрещены законом. В России каких-то норм, кроме предостережений в инструкции, нет! Поэтому покупают, кому не жалко денег, и светят туда, куда светить не следует.
Читайте также: Крыса сорвала авиарейс в Брисбен
По мнению профессора Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доктора физико-математических наук Евгения Латуша, пилоты, атакованные над ростовским аэропортом, стали жертвой указки мощностью в 200 миливатт. По словам эксперта, в такой указке используется лазер на кристалле с примесью ниодима. "Такой лазер дает излучение зеленого цвета, особо воспринимаемое человеческим глазом", - сообщил Латуш агентству "Интерфакс".
Сейчас полицейские надеются на помощь свидетелей, которые помогут найти злоумышленников, которые вот так "балуются" опасными указками. Найти его вполне можно, ведь это не террорист "Аль-Каиды", а обычный гражданин. Не так давно подобные лазерные нападения на самолеты были зафиксированы в немецком Гамбурге. На ноги была поставлена вся полиция. В итоге уже после второго случая были пойманы… два подростка, которые "от нечего делать" стреляли по летящим самолетам. Ответили хулиганы по всей строгости закона.
Ситуацию комментирует Григорий Тимофеевич Друговейко, военный летчик первого класса: "Хулиганство в отношении самолетов было и в наше время. Но тогдашние летчики считали это такой мелочью, что даже не обращали внимания. Сейчас ситуация другая. По поводу указок ничего сказать не могу. Могу высказаться насчет нынешней слабой подготовки пилотов. Подготовка очень слабая. Нынешние молодые пилоты основную часть времени проводят не на самолетах, а на тренажерах. А это похоже, но далеко не одно и то же. Есть такая вещь, как коррупция. Часто командирами кораблей назначаются не самые опытные пилоты, а чьи-то любимчики. Есть много каких нюансов… Например, какой-то борт везет груз. Это могут быть и пассажиры, и оружие, что угодно. Порой такой груз в целях экономии распределяют по давно уже списанным самолетам. Кроме того, коммерсанты не всегда точно указывают вес груза. Иногда - по договоренности с экипажем, иногда - по своему умыслу. В общем, нынешняя организация полетов сейчас у меня вызывает, мягко говоря, удивление".
По словам летчика-испытателя первого класса Александра Вениаминовича Акименкова, в начале 80-х годов в СССР проводились работы по эргономической оценке лазерной системы захода на посадку. Проводилось это в Институте космической медицины (НИИКАМ). Лазеры летели со стороны аэродрома. Летчик видел это все и шел на посадку. Деньги были потрачены огромные. Но в результате этих испытаний было выяснено, что у летчиков наблюдалось расслоение роговицы глаза, нарушения зрения и так далее. "Но дело не в этом. При воздействии лазера возможны спазмы кровеносных сосудов глаза. Произойдет ослепление. Я проходил через это. Десять минут ты не видишь ничего. Только черный асфальт. Потом потихоньку прорезается солнце. Проходит это все только через полчаса. Но, извините, это полчаса! Заход на посадку - это несколько минут. Лазер - очень опасная штука. Она известна, она исследована. Наверное, на базе этих исследований нужно было провести постановление правительства России, которое запретило бы всякие эксперименты с лазерами", - говорит летчик.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.