Тотальный контроль над интернетом со стороны полиции

Комментаторы подвели интернет под монастырь

Добрые дела никогда не остаются безнаказанными. Особенно, когда они касаются правоохранительных органов. Уральское интернет-издание Ura. ru в целях популяризации деятельности полиции опубликовало статью о создании нового подразделения, его целях и задачах. Публикация вызвала горячий интерес читателей и… пристальное внимание полиции.

Интернет-издание Ura. ru опубликовало статью о возможности создания при региональном управлении МВД некоего отдела "И", который будет заниматься мониторингом блогосферы и онлайн-СМИ. Публикация попала в точку и вызвала всплеск разнообразных комментариев от посетителей сайта. Понятное дело, что читатели, обсуждая возможность мониторинга интернета, не особенно выбирали выражения, как это почти всегда происходит на интернет-форумах. И именно такая вот безоглядная свобода выражения собственного мнения по делу и не по делу вдруг заинтересовала правоохранительные органы.

После того как в редакцию пришел запрос не из создающегося отдела "И", а из уже давно существующего отдела "К" ГУВД по Свердловской области, специализирующегося на борьбе c компьютерными преступлениями, журналисты вдруг осознали, что мониторинг блогов и интернет-СМИ полицией — дело отнюдь не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня. Еще бы! Ведь запрос был подписан не кем-то, а самим начальником отдела "К" Олегом Греховым, и требовалось в нем ни много ни мало — предоставить всю имеющуюся информацию об авторах комментариев к данной публикации. К такому повороту интернет-редакция оказалась совершенно не готова. А зря. Лучше бы вместо того, чтобы писать статьи о создающихся новых подразделениях, просто бы взяли интервью у начальника отдела "К". Нет никаких сомнений, что журналисты узнали бы много нового и интересного. И читателей просветили бы.

"Мы имеем право запрашивать эту информацию, если есть основания для какой- либо проверки, если есть заявления от граждан о каких-то правонарушениях в сети Интернет. Мы имеем на это полное право по закону о полиции", — рассказала в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" руководитель пресс-службы Управления "К" МВД России Лариса Жукова.

Читайте также: Ирония судьбы, или Собака Цукерберга

И в самом деле, в своем запросе, как отмечает Ura. ru, Олег Грехов ссылался на пункт четвертый статьи 13 Федерального закона "О полиции". Там сказано, что полиция вправе "запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации".

Правда, в самом начале данной правовой нормы сделана оговорка, что право на это сотрудники полиции имеют "в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции".

У уральских интернетчиков возникает закономерный, в общем-то, вопрос: к чему из вышеперечисленного относятся комментарии, опубликованные на сайте? Ведь в запросе отдела "К" ничего не говорится ни о жалобе граждан, ни о расследовании какого-то уголовного дела.

"Правоохранительные органы обычно оперируют или уголовным, или административным законодательством. Там нет никаких ограничений по свободе слова, кроме публичных высказываний экстремистского характера. В нормативных актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, этого тоже нет. Для того чтобы мониторить блогосферу — у нас таких нормативных актов нет. Деятельность СМИ регулируется соответствующим законом, там также не выделяется блогосфера для какого-то особого контроля", — говорит в комментарии "Правде.Ру" адвокат Владимир Хроменко.

МВД мониторит сайты, подтверждает капитан милиции Лариса Жукова. "Есть управление "К", которое занимается пресечением правонарушений в этой среде, и в том числе мы занимаемся мониторингом и противоправных сайтов, и каких-то экстремистских высказываний, и других правонарушений, которые происходят в сети Интернет. Мы не только мониторим, но и занимаемся пресечением противоправных преступлений по заявлениям граждан. Но этот мониторинг не означает, что мы всех тотально мониторим, все читаем", — отмечает Жукова.

Исправлять такого рода недоработки, как утверждают российские СМИ, МВД планирует с помощью высокотехнологических решений. Недавно Роскомнадзор объявил о намерении создать систему, позволяющую круглосуточно автоматически отслеживать публикацию в онлайн-СМИ материалов с признаками нарушения закона, в частности, содержащие призывы к экстремизму, насильственному свержению конституционного строя. Был объявлен конкурс на ее создание. Стоимость данной системы чиновники Роскомнадзора оценили в 15 миллионов рублей.

По условиям технического задания, данная контрольная система должна быть создана до 15 августа сего года, а к 15 декабря должны пройти приемные испытания. Система контроля онлайн-СМИ будет включать базу данных массмедиа, словари, содержащие слова и выражения, которые могут послужить основанием для квалификации нарушений закона, банк спорных материалов. При выявлении сомнительных материалов система должна сформировать отчет и передать его оператору, который направит материалы специалистам для принятия решения о наличии в них признаков нарушения закона.

Необходимость создания данной системы в Роскомнадзоре мотивируют тем, что в декабре 2010 года главой государства был подписан федеральный закон, направленный на борьбу с экстремизмом. Согласно данному закону, под экстремизмом понимаются: призывы к террористической деятельности, пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики и атрибутики, призывы к насильственному свержению основ конституционного строя и нарушению целостности России, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Сюда же относится публичное заведомо ложное обвинение чиновника в совершении им в период исполнения должностных обязанностей деяний, являющихся преступлением.

Похоже, интернет-комментаторам придется теперь прикусить язычки. Ведь, возможно, робот (автоматическая система) совершенно не оценит поэтические вольности комментариев и нормативную, но оскорбительную лексику высказываний в адрес государственных структур и представителей власти, которой сегодня так привержены многие интернет-пользователи. Или же интернет-изданиям придется пересмотреть всю свою политику и ликвидировать как класс любые комментарии под публикациями. Чтобы впредь не становиться объектом интереса ни одного из полицейских подразделений, сколько бы их еще ни было создано.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить