Министерство внутренних дел России предлагает законодательно ввести выборочный досмотр пассажиров метрополитена. Соответствующий законопроект уже разработан и отправлен на согласование в заинтересованные ведомства и законодателям. По сути, когда законопроект будет принят, силовики без объяснения причин смогут осмотреть каждого, мотивируя это поиском взрывчатки или оружия.
При всей своей недемократичности законопроект все-таки необходим. Взрывы в метро, в аэропортах научили нас проявлять бдительность. Во всяком случае, в это хочется верить. Люди все-таки становятся бдительнее, как-то загадочным образом преодолевая собственную нашу российскую беспечность.
Не так давно случилось автору этих строк лететь из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге в архангельский аэропорт Талаги. При досмотре в Питере подняла крик одна женщина, которая неожиданно заметила, как молодой человек пытается передать какие-то вещи своей спутнице, так сказать, "мимо рамки".
Охрана аэропорта тут же отреагировала, появился полицейский, а чуть позже еще наряд с собакой, парня отвели куда-то. Как я понял, дотошно досматривать. Минут через пять он вернулся. Оказалось, он просто хотел ускорить процедуру досмотра, передав подружке "мимо рамки" ключи и зажигалку.
Так вот, пассажиры парню не посочувствовали, не поругали силовиков, как могло бы быть несколько лет назад (сам сталкивался с подобными ситуациями когда-то), а поблагодарили женщину за бдительность.
Примерно с такой же ситуацией столкнулся в московском метро несколько месяцев назад. Трое лиц кавказского типа, ехавших в немноголюдном вагоне по Кольцевой линии, очень громко разговаривали. Пожилой мужчина сделал им замечание. В ответ один из них нагрубил мужчине, произнеся что-то вроде: "Мало вас взрывают…". Лучше бы он этого не говорил, прямо скажем.
Читайте также: Взрыв в Минске: след может вести за границу
Пассажиры вагона мигом сообщили о происшествии машинисту, нажав соответствующую кнопку. Вокруг говорунов собрались почти все мужчины, ехавшие в вагоне (в том числе и автор этих строк). Когда через минуту-другую поезд подошел к станции "Новослободская", в двери вагона вошли двое полицейских и увели хулиганов. Всех пассажиров, по-моему, охватила недюжинная гордость. Что, собственно, совершенно правильно.
В общем-то, строгие системы безопасности в аэропортах стали уже давно привычными. Как будет воспринят новый законопроект простыми пассажирами метро? По мнению кандидата социологических наук, доцента Сергея Орлухина, которое он высказал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру", люди, скорее всего, воспримут ужесточение безопасности вметро с пониманием:
"В наше время люди сами предпочитают более строгие меры безопасности, поскольку все чаще подвергаются потенциальной опасности. Угроза террористических актов воздействует на нервную систему гораздо сильнее, чем общение с полицией либо ведомственной охраной. Не думаю, что пассажиры метро будут как-то противиться введению дополнительных средств безопасности. Да и само осознание факта, что любого пассажира метро могут в любой момент осмотреть полицейские, как-то вдохновляет, вселяет спокойствие.
Ну, естественно, проверять будут не всех, а только тех, кто вызовет подозрение дежурного полицейского наряда. Ну и по логике вещей если полицейские ошибутся в "выборе" кандидата на досмотр, то перед досмотренным извинятся. Так что к этой процедуре нужно будет относиться тактично. Это своеобразный фейс-контроль, к которому в общественных местах давно уже привыкли".
Стоит напомнить, что после взрыва в аэропорту Домодедово в конце января этого года президент России Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по безопасности на транспорте. На оснащение подразделений милиции по этой программе уже выделено 1,8 миллиарда рублей. Как сообщает "Российская газета", программа предусматривает внедрение системы радиосвязи на метрополитене, оснащение экспертных подразделений лабораториями, в том числе взрыво-технического профиля, создание системы досмотра и контроля автотранспортных средств на всей территории страны, совершенствование кинологической службы.
Сотрудникам управления полиции на Московском метрополитене, кстати, уже начали выдавать специальные переносные устройства "Вираж ВВ", позволяющие выявлять взрывчатые вещества.
На сегодняшний день пилотные зоны системы комплексной безопасности на транспорте созданы на восьми станциях метрополитенов: в Москве на станции "Охотный Ряд", в Санкт-Петербурге на "Ладожской", а также на станциях метро Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Екатеринбурга и Волгограда. Кроме того, в Нижнем Новгороде многофункциональными терминальными комплексами системы оснащены железнодорожный вокзал, автовокзал, аэропорт и в речной порт.
В 2011 году планируется установить 140 терминалов на 12 станциях Кольцевой линии Московского метрополитена, еще 112 терминальных комплексов будут установлены на 14 станциях метрополитена Санкт-Петербурга. Кроме того, в преддверии Универсиады-2013 в Казани все шесть станций городского метро также будут оснащены системами комплексной безопасности. Ну и наконец, все станции метро в стране к 2014 году будут оборудованы досмотровыми системами в рамках программы по транспортной безопасности.
Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.