Подлодку потопил человеческий фактор

Сегодня Тихоокеанский флот вспоминает двадцать девятую годовщину со дня гибели советской подводной лодки "С-178". Во Владивостоке проходят траурные мероприятия, посвященные этому трагическому событию, а на Морском кладбище города возлагают цветы к памятнику погибших подводников. Об обстоятельствах крушения субмарины рассказывает наш корреспондент.

Подводная лодка "С-178" затонула в результате столкновения с теплоходом "Рефрижератор-13", который шёл навстречу субмарине с большой скоростью. Изменить курс на подлодке уже не представлялось возможным, поэтому встреча стала для обоих судов роковой. Через 40 секунд после столкновения "С-178" развалилась пополам и пошла на дно.

Говоря о технических характеристиках подлодки, отмечают внушительные показатели ее мощи, благодаря которым субмарина "зарекомендовала" себя с лучшей стороны во время плаваний. Согласно данным штурманской справки, "С-178" без аварий и происшествий преодолела 163692 мили за 30750 ходовых часов.

Читайте также: Трагедия "Курска": закономерная случайность?

Однако этой подлодке не суждено было продолжить список своих "достижений": по официальной версии властей, причиной гибели "С-178" стал человеческий фактор. Крушение субмарины было спровоцировано двумя моряками — ее капитаном В. Маранго и старшим помощником "Рефрижератора-13" Курдюковым. Суд приговорил виновников катастрофы к десяти годам лишения свободы.

Эта авария вошла во все военные учебники по штурманскому делу как классика беспечности — не столько подводников, сколько береговых служб обеспечения. 21 октября 1981 года "С-178" с экипажем из 52 человек, возвращалась домой, во Владивосток, после короткого, двухдневного выхода в море — на полигоне боевой подготовки проводились так называемые замеры шумности. Настроение у экипажа было приподнятое: задача выполнена на "отлично". Тем более, это был день рождения жены командира. Капитана 3 ранга В. Маранго — он так спешил в базу, что даже самовольно прошел через "запретный" полигон акватории. В 19.30 лодка получила с берега "добро" на вход в бухту Золотой Рог. Вахтенный, наблюдавший за надводной обстановкой, щурился: в глаза светили веселые, яркие городские огни Владивостока, сверкали в сумерках и многочисленные огни судов, стоящих на рейде.

Фото: AP

Из-за этого сияния не только вахтенный, но и остальные моряки, находившиеся на мостике, и не заметили быстро приближающийся перекрестным курсом теплоход "Рефрижератор-13". Командир успел крикнуть в центральный команду о срочной смене курса, но было поздно. Страшной силы удар пришелся в районе шестого отсека, практически теплоход своим форштевнем как бы разрубил субмарину пополам. Командир с мостика улетел за борт. Лодка затонула за 40 секунд на глубине 32 метра с креном 30 градусов на правый борт.

Читайте также: Торпедная атака электробритвы "Харьков"

В первые же минуты погибли пять человек. А пока оставшиеся в живых соображали, что делать дальше, чтобы спасти себя и корабль, во втором отсеке начался пожар. Огонь удалось погасить с помощью общекорабельной системы ВПЛ (воздушно-пенная лодочная). Это и спасло людей — не потушили бы пожар, спасать было бы уже некого и некому… Старпом Кубынин приказал отдать аварийно-спасательные буи в первом и седьмом отсеках. Через два часа после столкновения, в 21.45, к месту гибели субмарины придет спасательное судно "Машук".

На борту "С-178" находился начальник штабабригадыкапитан2рангаКаравеков,он жебыл и старшим в походе. Именно Каравеков получил доклад от командира, что подводная лодка к "бою и походу готова" и разрешил ей выход в море. Но оказалось, что не все готово на лодке: на весь экипаж не хватало даже комплектов спасательного снаряжения.

Во время катастрофы в холодном, темном, загазованном отсеке вместе с подчиненными оказался и старший на борту Каравеков. Тщетно пытались подводники отыскать в темноте фонарики: те, которые они сумели обнаружить, были неисправны. В бачках для аварийной пищи нашлась только консервированная картошка, и не нашлось воды. Шерстяное теплое водолазное белье осталось на базе. Неисправными были также некоторые индивидуальные дыхательные аппараты, в баллончиках не оказалось кислорода…

Хорошо, что аварийные буи "С-178" обнаружили достаточно быстро. Спасательному судну "Машук" удалось связаться по телефонной связи буя с первым отсеком подлодки. Вскоре подошла и подводная лодка-спасатель "БС-486".

Выйти на поверхность экипаж затонувшей "С-178" мог лишь через черную трубу торпедного аппарата и толщу холодной воды. С помощью тех самых средств спасения, которых в отсеке или не нашлось, или они были неисправны. К счастью, удалось удачно выпустить наверх двоих разведчиков, которые и доложили обстановку на подводной лодке.

Следующих трех человек, вышедших через торпедный аппарат, обнаружить не смогли, они пропали без вести. Но на подводную лодку, через все тот же торпедный аппарат, спасатели передали продовольствие, дыхательные аппараты.

Фото: AP

К чести старпома Кубынина, отвечавшего, кстати, за готовность аварийно-спасательных средств, он нашел в себе силы организовать личный состав, подготовить моряков к выходу на поверхность. И тем самым хотя бы отчасти искупить свое собственное безответственное отношение к подготовке корабля к походу. Старший на борту Каравеков ни желания, ни сил бороться за жизнь, свою и подчиненных, не проявил. Его дважды одевали и провожали в торпедный аппарат вместе с группой (выходили по четыре человека за один заход). После второй попытки подводники извлекли его из торпедного аппарата без признаков жизни: начальнику штаба достался неисправный аппарат. Потом связь на аварийном буе вышла из строя. Удалось перевести на подлодку-спасатель только шесть человек… Последним из мертвой подводной лодки выбрался живым старший помощник.

После того, как столкновение "С-178" и "Рерижератора-13" было тщательно изучено и проанализировано военными чиновниками, старпом Кубынин и командир БЧ-5 Зыбин были представлены к ордену Ленина. Но "наверху" сочли, что подводники этого не заслуживают. Родителям погибших подводников, а всего погибло 32 человека, выделили аж 300 рублей. И только флагманского врача бригады подводных лодок наградили медалью "За спасение утопающих"…

Памятник погибшим подводникам установлен на Морском кладбище Владивостока. Он открыт в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки. Монумент представляет собой металлическое ограждение боевой рубки подводной лодки типа "С", водруженной на гранитный постамент. Носовой частью рубка направлена на север. На гранитных табличках выгравированы фамилии 32 погибших подводников. В братской могиле захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых — так и не были найдены после аварии…

Все самое интересное читайте в рубрике "Происшествия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить