Рынок потребительских товаров давно поделен между крупными сетевыми магазинами самообслуживания. Каждый день сюда заходят сотни покупателей. Психологи утверждают, что многие из них — то есть нас — способны украсть то, что плохо лежит. По статистике каждый двенадцатый человек когда-нибудь совершал кражу в магазине. А ловят с поличным лишь каждого сорок девятого.
Появление супер- и гипермаркетов привело к бурному росту воровской активности. Когда торговая площадь составляет полтора гектара, никакой фейс-контроль или видеонаблюдение не отследит каждого мазурика. Считается, что гораздо проще переступить порог психологического запрета, когда перед тобой нечто безликое в виде гигантской торговой площадки, а не живая продавщица, у которой стоимость украденного вычтут из зарплаты. Вот они, гримасы глобализации!
Едва ли десять процентов магазинных воров составляют профессионалы. Клептоманов, то есть людей, одержимых манией воровства, согласно Американской психиатрической ассоциации, менее пяти процентов. Почти половину хищений совершает персонал самих магазинов — от грузчиков до кассиров. В России распространен тип магазинных воров, которые украденное съедают и выпивают "не отходя от кассы". Но "валить" все магазинные кражи на бездомных и неимущих ошибочно. Для среднего класса во всем мире стырить что-нибудь в магазине стало формой настоящей адреналиновой наркомании.
Читайте также: Преступников подводит излишнее любопытство
Электронные средства защиты, металлические сейфы и другие ухищрения против воров мало помогли владельцам магазинов. Статистика краж и грабежей неуклонно растет. Каждые пять секунд в мире совершается кража в розничной торговле. Потери, например, США составляют 31,3 миллиардов долларов в год. Из них на долю покупателей приходится тридцать один процент. В благополучной Финляндии ущерб от магазинных краж достиг 1,5 млрд. евро. Там, кстати, воруют, как правило, покупатели. Очень редко лямзит персонал и в Германии, которая является безусловным чемпионом в этом промысле. Службы безопасности немецких магазинов ежегодно задерживают около 650 тысяч похитителей, а не пойманными, по расчетам немецких специалистов, остаются не менее пяти-шести миллионов похитителей. Ежегодные убытки от краж в "фатерлянде" составляют около 5 млрд. евро, притом, что на охрану тратится 1,5-2 млрд. в год.
В России подобная статистика отсутствует. Наши магазины отказываются обнародовать информацию о размерах своих убытков от хищений. Может, кому-то приятно будет услышать, что, вопреки мафиозной репутации, россияне не входят даже в первую десятку "вороватых" народов. В крупных магазинах Москвы за попытку стянуть какой-либо товар задерживают в среднем по 15 человек в день. Но по некоторым данным потери от краж покупателей и самого персонала в крупных российских супермаркетах составляют 40-60 тысяч долларов в год, в магазинах поменьше — от 15 до 28 тысяч. Стоимость самой примитивной системы противокражного оборудования составляет от девяти тысяч долларов. Далеко не все владельцы магазинов готовы вкладывать такие суммы в защиту своего бизнеса. Некоторые предпочитают компенсировать потери, вычитая недостачу из зарплат персонала, или изначально "прячут" их в цену товара. Накрутки на закупочные цены на российских торговых предприятиях достигают 300-500 процентов, а за нечестных покупателей платят честные.
Читайте также: Тридцать тонн красной икры "испарились" со склада в Москве
В наших супермаркетах наибольшим спросом у воришек пользуется бытовая химия: дезодоранты, кремы, шампуни и пр. У дальних полок с сопутствующими товарами легче укрыться от охранников и продавцов. Летом крадут напитки, фрукты и овощи. Зимой — шоколад и конфеты. Во все времена года — колбасу, чай, чипсы и глазированные сырки. За кормами для животных не могут уследить самые бдительные охранники: любят соотечественники братьев меньших!
Но пальму первенства среди пронесенного мимо кассы держат презервативы. Наши воры — за безопасный секс! На втором месте женское белье. Бритвенные лезвия, тампоны и прокладки, батарейки и аккумуляторы, — вот далеко не полный перечень украденного из-под носа камер слежения. Забавно, что последнее место в списке похищенного отечественными ловкачами занимает алкоголь. А в одном из бутиков ГУМа отличилась 70-летняя старушка: охрана задержала ее, когда бабуля выносила под необъятной юбкой норковую шубу за $5000.
Самое интересное в разделе "Происшествия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.