Россия и Венесуэла создадут суперсоюз

В Россию прибывает президент Венесуэлы Уго Чавес. В центре внимания окажутся вопросы поставок оружия, ситуация на энергетическом рынке, а также создание российско-венесуэльского банка. В успехе совместных проектов сомневаться не приходится, а крики недоброжелателей на Западе только подчеркивают их значимость.

Президент Венесуэлы Уго Чавес приезжает в Россию с визитом. Самое важное для него - это сделки по продаже оружия и энергетические контракты российских госкомпаний с Венесуэлой. Но он намерен также обсудить в Москве возможность создания российско-венесуэльского банка. Банк, по задумке Чавеса, будет способствовать укреплению экономической и финансовой независимости обеих стран .

Ожидается, что Чавес обратит основное внимание на вопросы покупки танков и другого вооружения для нужд венесуэльских вооруженных сил, в том числе систем ПВО и радиоэлектронной разведки. «Мы будем продолжать снабжать наши вооруженные силы и ввозить российские оборудование», - заявил он, выступая по венесуэльскому государственному телевидению.

Читайте: Латинская Америка объединяется против США .

Еще раньше президент Венесуэлы заявил, что в ходе визита в РФ в 2008 году он хотел бы посетить Ингушетию с целью ознакомления с опытом республики в решении гуманитарных проблем. Как ранее заявил в телеграмме в адрес главы Ингушетии Уго Чавес, «мы нашли общие интересы, которые могут больше сблизить Ингушетию со штатами Боливарианской Республики Венесуэла в целях достижения братства и благотворного сотрудничества».

Уже заранее было понятно, что одной из главных тем приближающейся встречи двух президентов станет возможность создания российско-венесуэльского банка, который будет создан для финансирования совместных проектов. Более того, Чавес, выступая в воскресенье на пятом саммите «Петрокарибе» в венесуэльском городе Маракайбо, заметил, что «создание совместного банка укрепит экономическую и финансовую независимость наших стран, будет способствовать притоку инвестиций на благо обеих народов».

В целях создания банка венесуэльское правительство уже внесло необходимые изменения в законодательство о Центральном банке. Однако о сроках учреждения новой организации и ее начальном капитале президент Венесуэлы пока не говорил. Как известно, Уго Чавес укрепляет экономические связи не только с Москвой. На том же саммите «Петрокарибе» в городе Маракайбо венесуэльский президент призвал участников форума создавать финансовые институты, независимые от Международного валютного фонда, с такими странами, как Россия, Белоруссия, Китай, Индия и Иран.

По его мнению, созрела необходимость установления с этими государствами «стратегического энергетического альянса». В качестве примера Чавес привел недавно учрежденный венесуэльско-китайский Фонд развития с капиталом в шесть миллиардов долларов.

Заявив на том же мероприятии о намерении укрепить стратегический альянс между Каракасом и Москвой, Чавес напомнил о крупных военных контрактах, в рамках которых Россия поставила в Венесуэлу истребители Су–30, вертолеты и 100 тысяч единиц автоматов Калашникова.

Читайте: У Чавеса есть все шансы оставаться у руля полвека .

Не исключено, что и эта тема – о закупках российского вооружения Венесуэлой – также будет обсуждаться Чавесом и Медведевым. С тех пор, как в 2006 году США ввели эмбарго на продажу вооружений Венесуэле, основным поставщиком оружия стала Россия, суммарная стоимость контрактов составила около четырех миллардов долларов. В Венесуэлу уже поставлены 100 тысяч автоматов Калашникова новой модификации АК–103.

Кроме того, в Венесуэле строятся два завода по лицензионной сборке российских автоматов и выпуску боеприпасов к ним. А в ходе визита Чавес намерен обсудить возможность покупки танков и другого вооружения для нужд венесуэльских вооруженных сил. В том числе систем ПВО и радиоэлектронной разведки.

Полковник-президент неизменно улыбчив, но по своим действиям крут и интересы государства соблюдает строго. Об этом можно судить по отношению к западным нефтяным компаниям, которые он фактически или вытолкнул в шею из страны или заставил работать на свою страну.

Крупнейшие американские нефтяные компании Exxon Mobil и ConocoPhillips лишились права на добычу нефти в Венесуэле. В результате американская компания потеряла добычу объемом около 130 тысяч баррелей в сутки, или 5,5% всего объема добычи в нефтяном эквиваленте.

По условиям объявленной Уго Чавесом национализации, западные компании должны были передать правительству долю в высокодоходных нефтяных проектах, составляющую не менее 60%. Это четыре крупных месторождения общей производительностью 600 000 баррелей в день. Стоимость этих проектов оценивается в 31 млрд долларов. Активы ConocoPhillips в Венесуэле стоят более 10 млрд долларов. В качестве компенсации правительство предлагало компаниям миноритарные доли в трех проектах по добыче нефти.

Американская Chevron Corp., британская BP Plc, французская Total SA и норвежская Statoil ASA согласились на предложение Чавеса. Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela (PDVSA) теперь контролирует в так называемом "поясе" реки Ориноко 78% добычи нефти. При этом Венесуэла обеспечивает 11% потребляемой США нефти.

Исходя из политических оценок, экономической целесообразности Чавес пошел на расширение контактов с дружественной Россией. Российские компании начинают осваивать венесуэльские нефтяные поля. В конце 2006 года на разведочных скважинах в Венесуэле первую нефть обнаружил "Лукойл" и теперь проводит работы по сертификации запасов углеводородов ряда зон нефтеносного бассейна реки Ориноко.

В 2005 году "Газпром" получил лицензию на разведку газовых месторождений в Венесуэльском заливе. Чавесу расширение сотрудничества с российскими компаниями на фоне ухода западных фирм необходимо: ему требуется техническая и финансовая помощь для реализации проекта магистрального Южного газопровода, который соединит ТЭК Венесуэлы, Бразилии, Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии в единую энергосеть.

В том, то визит президента Венесуэлы в Россию будет успешным, сомневаться не приходится. Выгоды, получаемые обеими странами несомненны. Но сколько упреков получит Россия и президент после подписания итоговых документов со стороны «демократического Запада» можно только догадываться. Но ведь известно, что большой «ор» - признак слабости.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *