Почему так долго живут сомалийские пираты?

Воды Аденского залива, омывающего берега Сомали, всегда славились большим числом морских разбоев. Интенсивность и масштабы пиратских атак у берегов Сомали начали нарастать с 2004 года, независимо от военных мер по защите судоходства в районе Африканского Рога.

До последнего времени побережье Сомали (с точки зрения морского разбоя) считалось местом менее проблемным, чем Юго-Восточная Азия или дельта Нигера. Это было удивительно, ведь воды Африканского Рога - настоящий Клондайк. Здесь сходятся крупнейшие магистральные морские пути: из стран Персидского залива и Дальнего Востока через Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал в Европу и Америку.

Ежегодно здесь проходит 20 тысяч кораблей. Сообщение между нефтяными странами Персидского залива и Азиатско-тихоокеанским регионом через Аравийское море также сравнительно недалеко - на доступном даже для маломерных пиратских судов расстоянии. Характер этих коммуникаций таков, что вероятность смены маршрутов крайне низка. Так что теперь сомалийские пираты «наверстывают упущенное».

Учитывая интенсивность грабежей последнего времени, всё чаще слышатся разговоры о том, что основной грузопоток может пойти в обход сомалийских вод - вокруг мыса Доброй надежды в ЮАР. Но этот путь длиннее на 12-15 суток и, следовательно, сколько-нибудь рентабелен лишь при достаточно низких ценах на нефть. А на пути вокруг Южной Африки пиратов тоже хватает. Кстати, рост их активности на побережье Гвинейского залива (та же дельта Нигера) подозрительно синхронизирован с ростом напряжённости у Африканского Рога.

Причины пиратства следует искать в политических процессах в Сомали. Этого государства (как единого целого) нет почти 20 лет. В 1989 г. здесь началось восстание против многолетнего диктатора, строителя «социализма с исламской спецификой» Сиада Барре. А после того, как 29 января 1991 г. он был свергнут, страна погрузилась в бесконечную войну «всех против всех». Её следствием стал массовый голод, унёсший всего за год около 300 тысяч жизней.

Гражданскую войну усугубила проблема сепаратизма. Часть северо-востока страны - бывшая британская колония Сомалиленд - провозгласила независимость ещё в 1991 г.

Почему так долго живут сомалийские пираты?
Почему так долго живут сомалийские пираты?
В остальном Сомали бороться с сепаратизмом было уже некому и нечем. К 1998 г. распад страны принял обвальный характер. О своей независимости заявили ещё два региона: северо-восточный (Пунталенд) и центральный – (Юбаленд).

В довершение ко всему, с середины 90-х гг. в Сомали свирепствует эпидемия геморрагической лихорадки, которая не только косит людей и скот, но и привела к введению эмбарго на импорт местных коров и верблюдов в страны Аравийского полуострова. А это для Сомали, где скотоводством занимается 70 процентов населения - катастрофа.

В этом сочетании политических и экономических факторов и следует искать корни сомалийского пиратства. В самом Сомали это объясняют так: с распадом государственных институтов некому стало защищать интересы местных рыбаков и охранять воды страны.

Иностранные суда начали хищнически эксплуатировать морские ресурсы у сомалийских берегов. Недовольные таким положением вещей местные рыбаки стали отстаивать собственные интересы доступными им средствами: пуская в ход автоматы и налагая на пойманных нарушителей границы «штрафы».

Со временем эти «борцы за справедливость» обнаружили, что грабить других гораздо выгоднее, чем работать самим. И главное, совершенно безопасно. Все без исключения правила гражданского судоходства запрещают оказывать пиратам вооружённое сопротивление. О новом выгодном «бизнесе» быстро пронюхали полевые командиры и немедленно подключились к делу.

Но портов, куда могут зайти большегрузные суда, в стране не более дюжины. И все они числятся под контролем центрального правительства, дистанцирующегося от действий морских разбойников. Иначе говоря, спрятать похищенный корабль в сомалийских портах можно, только если местные власти не захотят его там искать.

Почему так долго живут сомалийские пираты? Казалось бы, разгромить опорные пункты флибустьеров при том количестве боевых кораблей, которые бороздят район, нетрудно. Но их не трогают.

Недееспособное государство выгодно тем, кто заинтересован в перераспределении мировых транспортных потоков. Очень выгодно чужими руками «прижать» и Азию и Европу. Истинных кукловодов пиратства надо искать не на море, а на суше. А пираты… Они лишь орудие в большой геополитической игре.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить