Боевые суда России двинулись на пиратов

Пиратский беспредел продолжается. Накануне сомалийские морские разбойники захватили два танкера: норвежский Bow Asir и греческий Nipayia, среди членов экипажей которых есть россияне. К берегам Сомали, где наблюдается новая вспышка пиратской активности, идут боевые суда России во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев».

Обращает на себя внимание тот факт, что захваты происходят все дальше от Сомали. Греческий танкер Nipayia оказался в плену в 400 км от берега, норвежский Bow Asir – в 720 км. Днем ранее пираты напали у Сейшельских островов на яхту с двумя пассажирами, а 22 марта захватили индийский корабль Al Rafiquei.

Число пиратских вылазок со временем все увеличивается. Если за период с 1995 по 2002 год их было 110, то в одном только 2008 году - свыше 120. За последний год в лапы к пиратам попались 42 судна и 815 заложников. В настоящее время бандиты удерживают минимум 14 судов и 260 членов их экипажей.

Крупнейшей добычей в 2008 г. стали саудовский танкер Sirius Star и украинский сухогруз «Фаина» с грузом оружия. В результате своей «работы» пираты выручили за прошлый год около 150 млн долларов.

И хотя в Аденском заливе находится многонациональная эскадра из десятков боевых кораблей (НАТО, Китай, Япония, Индия, Иран и Россия), гарантировать безопасность судоходства она не может: слишком велика территория патрулирования.

Пиратство процветает потому, что Сомали как единое централизованное государство не существует. По этой причине изначально неэффективна схема борьбы с пиратством, успешно примененная на другой стороне Африки, в Гвинейском заливе, где власти стран региона объединили свои усилия.

В 1993 году Сомали распалось на части в связи с разразившейся здесь войной. Появились государственные образования, вроде Пунтленда, экономика которых питается за счет пиратских денег. А главным стимулом развития морского бандитизма была и остается ужасающая бедность страны.

Пиратам пока удается безнаказанно делать свое черное дело. Они перемещаются на маневренных быстроходных катерах и отлично знают местность. Покончить с ними можно лишь в том случае, если будет взят под строгий контроль весь сомалийский берег. Но после разгрома в 1993 г. в Сомали американского спецназа «Дельта» ни одна страна в мире не готова жертвовать жизнями своих военных на Африканском роге.

Мешает разобраться с морскими головорезами и отсутствие соответствующей законодательной базы. Иностранных кораблей у Африканского Рога много, но они не могут ничего, ведь их действия скованы международными нормами. Вернее, их отсутствием.

Вот, например, все знают, где находятся захваченные корабли. Но для того чтобы разорить процветающую пиратскую столицу порт Эйл, требуется санкция ООН.

Открывать огонь по пиратам без предварительного досмотра нельзя. А для этого их еще нужно поймать. Вооруженные до зубов разбойники с этим в корне не согласны. Отсюда и низкая эффективность борьбы.

Что делать с теми, кого все же поймали? Если в прежние времена захваченных пиратов вешали на реях, то теперь все по-другому. В итоге случается так, что после пребывания в комфортных западных тюрьмах пираты просят политического убежища и остаются в той стране, в чьих моряков они еще недавно стреляли.

Важно и то, что международные законы не запрещают соглашаться на требования пиратов и выплачивать им кругленькие суммы за захваченные корабли. Тем самым плательщики подвигают морских разбойников на совершение новых «подвигов».

Разумеется, пираты пользуются таким положением вещей. В прибрежных городках Сомали, напримре, Харардере, Эйл и Босасо наблюдается расцвет пиратской экономики. Они застраиваются ресторанами и интернет-кафе, а жители позволяют себе неслыханную в Сомали роскошь – электричество.

Пираты покупают просторные каменные дома и роскошные авто, берут в жены красавиц и даже выписывают из Европы шеф-поваров. Специально для того, чтобы готовить еду для заложников, сохранность жизни которых обеспечит получение денег.

Последние нападения на танкеры Bow Asir и Nipayia заставляют мировое сообщество всерьез задуматься о безопасности стратегически важных для него морских путей, по которым перевозится треть добываемой в мире нефти. Еще бы, ведь сомалийское пиратство становится все большей угрозой мировой экономике. И рано или поздно мировое сообщество будет вынуждено принять для борьбы с этим явлением самые суровые меры.

Читайте также: Сомалийское пиратство не удается вздернуть на рее

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить