Освободившийся от власти авторитарного лидера Бен Али Тунис рискует в будущем освободиться и от светского режима. Об этом наглядно говорят итоги прошедших 23 октября в Тунисе выборов в Национальный учредительный совет, который во многом должен определить дальнейшее развитие страны.
На них с большим отрывом лидирует умеренная исламистская партия "Эн-Нахда" ("Возрождение" с арабского. — Ред.). Она набрала почти 40 процентов голосов. До падения режима Бен Али она находилась под запретом, а ее лидер аль-Ганнуши был вынужден жить в эмиграции.
Между тем, некоторые эксперты преподносят прошедшие в Тунисе выборы как свидетельство развития "арабской демократии". Так, по словам авторитетного арабского политолога, главреда выходящей в Великобритании газеты "Аль-Кудс аль-Араби" Абдельбари Атуана, "тунисцы развеяли миф, согласно которому, в арабском мире может быть только авторитарная форма правления и что свобода приводит к анархии. Мы всегда думали, что социальный взрыв, в первую очередь, произойдет в странах арабского востока, к примеру, в Египте, Сирии или Йемене, но начало всему положил именно Тунис. Здесь достаточно низкий уровень безработицы и относительно высокий уровень жизни, хорошее образование и качественные медицинские услуги. Теперь все наблюдают за опытом построения демократического государства в Тунисе".
Впрочем, господин Атуан, по-видимому, забывает, чем закончилась подобная форма выражения демократии и свободы в Алжире 20 годами ранее, где после победы исламистов на выборах в стране началась тлеющая до сих пор гражданская война.
Впрочем, разница между Алжиром тогда и Тунисом сейчас колоссальна. Во-первых, последнему еще предстоят выборы депутатов парламента и президента. А во-вторых, алжирский Фронт исламского спасения (FIS) победил с куда более убедительным результатом, набрав почти две трети голосов и получив возможность сформировать собственное правительство. А до этих результатов тунисским исламистам далеко. Во всяком случае, говорить о возможном появлении "исламистского правительства" Туниса пока явно не приходится.
В-третьих, "Эн-Нахда", по крайней мере, на словах, выглядит, в отличие от FIS, куда менее одиозно. Ее лидеры заверили в том, что они не собираются вводить в Тунисе шариат и ограничивать права женщин. Кроме того, они решительно отмежевались от более радикальных салафитов.
Читайте также: Тунис на распутье: исламизм или Евросоюз?
Однако есть и существенные негативные моменты. Достаточно упомянуть о том, что свергшие при поддержке НАТО Каддафи ливийские мятежники заявили о своем стремлении ввести шариат. И совершенно ясно, что события в соседней Ливии не могут не оказывать дестабилизирующего влияния и на Тунис.
Впрочем, этой стране в следующем году еще предстоит пройти нелегкий и тернистый путь преобразований. Избранному Национальному учредительному совету еще предстоит определить устройство страны. В том числе, разработать новую конституцию, оформить систему законодательной и исполнительной власти, избрать временного главу государства и сформировать переходное правительство. После этого Тунис ждут новые выборы, причем не только парламентские, но и президентские.
Ситуацию в интервью "Правде.Ру" комментирует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
"Исламисты идут к власти в Тунисе. Да, они не получили необходимой поддержки для формирования без участия других партий правительства. Но это их не остановит. Совершенно ясно, что никакая правительственная коалиция в стране не будет без Ганнуши, облик и предыдущие деяния которого не оставляют иллюзий относительно того, что будет в Тунисе. Постепенно будет вводиться шариат.
Все это фактически запрограммировано продолжающимся экономическим кризисом в европейских странах, являющихся ключевыми партнерами Туниса. Таким образом, серьезных инвестиций в его экономику ожидать не стоит. На очереди сокращение внешней торговли, дополнительный спад туристического сектора, дававшего стране заметную часть валютных поступлений.
Зато этот кризис открывает широкие горизонты для укрепления влияния исламистов. Вместо западных инвестиций идут деньги из Катара и Саудовской Аравии, увеличивается влияние Турции. А это автоматически означает рост соответствующих настроений в самом Тунисе, и совершенно ясно, на поддержку кого пойдут эти средства.
Разумеется, не стоит ожидать того, что именно завтра в этой стране начнется подобие Исламской революции в Иране. Процесс будет постепенным, но будет идти в четко заданном направлении. Мало ли чего наобещало руководство "Эн-Нахды"!
Тем более, что тунисских исламистов будут подталкивать к радикальным действиям их ливийские собратья, открытым текстом заявившие о стремлении установить у себя шариат. И они неизбежно будут пытаться взвинтить ситуацию в этой стране.
Попытки же обуздать их ни к чему не приведут. Предостерегающие заявления еврокомиссара Кэтрин Эштон в отношении ливийских исламистов свидетельствуют лишь о том, что эта дама настолько же умна, насколько красива. Как я уже говорил выше, у Запада практически нет рычагов для того, чтобы изменить ситуацию в свою пользу и предотвратить триумф исламистов.
Если же подвести итог вышесказанному, то совершенно ясно, что в Северной Африке заканчиваются времена светских режимов. Регион на долгие десятилетия вступает в эпоху нестабильности. Остается пока лишь один Алжир, которому придется совсем туго, поскольку марокканский король согласен расширить влияние на власть местных исламистов и одобрил предложение, поступившее из Иордании, что фактически означает вступление в уже имеющуюся единую монархическую коалицию".
Читайте также: Рар: арабская весна светит исламскому миру
Как известно, исламские фундаменталисты не признают "прочерченных колонизаторами" границ, и для них победа в Ливии является отправной точкой для развития усилий как на алжирском, так и на тунисском направлениях.
И в том случае, если "Эн-Нахда" будет проявлять недостаточные усилия по демонтажу сложившегося еще при Бургибе светского режима, можно не сомневаться в том, что ему в этом помогут.
И поводы для беспокойства имеются серьезные. У ливийских исламистов в Тунисе есть пусть пока и не особенно многочисленные, но довольно активные сторонники. Достаточно упомянуть о недавнем всплеске активности радикальных исламистов в городе Сус, где фундаменталисты напали на представителей администрации и преподавателей местного университета. Полиции удалось вмешаться в тот момент, когда вооруженные холодным оружием бандиты ворвались в университетское здание. Однако пострадал декан филологического факультета.
Ярость экстремистов вызвало то, что администрация вуза отказалась зачислить в число студенток девушек, которые пришли сдавать экзамены в никабах и наотрез отказались показать свое лицо во время поступления в университет.
Стоит заметить, что особенно заметна активность исламских радикалов в более бедных южных районах страны, где, кстати, особенно уверенно выступила "Эн-Нахда". И хотя пока радикальных исламистов в Тунисе не так много, их численность, в случае неспособности властей улучшить жизнь народа, вырастет в разы.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.