15 сентября произошло знаковое событие: Ливию посетили ведущие европейские политики: британский премьер Дэвид Кэмерон и французский президент Николя Саркози. Это был первый визит лидеров стран ЕС в эту страну после начала против нее агрессии НАТО.
Какие цели преследовали Кэмерон и Саркози? Во-первых, им нужно было показать успех своей миссии по нейтрализации режима Каддафи и заявить о начале решающих шагов по "демократизации" Сирии. Во-вторых, подобное единство Великобритании и Франции наглядно говорит о том, кто намерен править бал в Ливии. И в-третьих, не дать в обиду ПНС, на который исламисты, видящие себя у власти, уже наточили меч.
Начнем с того, что визит лидеров Великобритании и Франции в Ливию стал еще одним тревожным звонком для сирийского президента Башара Асада. Саркози не скрывал, что посвящает свой приезд в Бенгази и Триполи сирийской оппозиции.
Французский президент открыто намекнул на свое желание совершить подобный визит "в свободный Дамаск". "Лучшее, что я мог бы сделать, это посвятить наш визит в Триполи тем, кто надеется, что Сирия однажды сможет также быть свободной страной. — О чем я думаю, прогуливаясь по улицам Триполи и посещая больницу? Я мечтаю, чтобы однажды сирийцы получили такой же шанс, который сегодня есть у ливийцев", — мечтательно произнес Саркози.
Разумеется, Кэмерон и Саркози даже глазом не моргнули, пытаясь заверить ливийцев в том, что они убивали их не корысти ради, а демократии для. Так, британский премьер пообещал сделать все возможное для налаживания в стране мирной спокойной жизни. Например, он готов предоставить средства для разминирования ряда районов Ливии. Саркози тут же присоединился к его намерению оказать Ливии медицинскую помощь, включая лечение ливийских раненых и предоставление этой стране как минимум 14 тонн лекарств.
Читайте также: Раскол у повстанцев не дает добить Каддафи
Казалось бы, какое благородное дело! Ничего, что британские и французские летчики убивали ливийцев. Зато Лондон и Париж на свои кровные поставят на ноги раненых. Правда, полагать всерьез, что Великобритания и Франция будут тратить на это свои средства, снимать эти деньги со счетов в ущерб британским банкам было бы опрометчиво. И это больше похоже на явный пиар-ход, который должен одновременно замаскировать захват британцами и французами всего ливийского торгового рынка, включая и фармацевтический.
Тем не менее, как уверяет французский президент, действия союзников в Ливии вовсе не имели "материальной заинтересованности" и не ставили себе целью получить какие-то преференции при освоении энергетического рынка, а были исключительно направлены на спасение ливийского народа "от тирана".
"Не существует никакого соглашения, никакого расчета на богатства Ливии. Мы сами не просим никаких предпочтений и никаких пропусков. Мы сделали то, что сделали, поскольку были уверены в справедливости, — клятвенно заявил Саркози. — Франция и Великобритания не пытались получить от повстанцев предпочтений для деятельности их компаний и что они рассчитывают "на честную конкуренцию". Впрочем, как известно, понимание честности у всех разное. В особенности это касается лидеров западных стран. Так что повстанцы их прекрасно поняли. Не случайно глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль тут же поклялся им в верности. Там же на совместной пресс-конференции он открыто признал, что Переходный национальный совет будет отдавать предпочтение при заключении сделок компаниям тех государств, которые оказали помощь в свержении режима Каддафи.
Читайте также: "Друзья Ливии": драка за награбленное
"Мы высоко ценим эти усилия, и они будут приоритетны", — заверил Саркози и Кэмерона Джалиль. Многим бросилось в глаза то, что с ними не было Берлускони. Что, впрочем, и неудивительно. Напомним, что накануне и во время проводимого 1 сентября в Париже "Дня друзей Ливии" лидеры Италии, Франции и Великобритании не скрывали своего желания поделить ливийские ресурсы в пользу своих энергетических компаний. И тот же Кэмерон открыто заявил Саркози, что он не потерпит, чтобы кто-то здесь обошел его страну.
Судя по всему, Лондон и Париж все же пришли к согласию в этом вопросе. Достаточно упомянуть о том, что вскоре после этой встречи вдруг раздался плач Берлускони в духе "Каддафи, которого мы потеряли". Итальянский премьер открыто признал, что никакого общенародного восстания в Ливии не было и что против дружественного Италии режима Каддафи инспирировали выступление с целью последующего вооруженного вмешательства в события и передела сфер влияния.
Появление таких заявлений объясняется лишь тем, что союзники по НАТО договорились о дележе ливийских богатств за спиной Италии, которая также внесла немалый вклад в осуществление бомбардировок Ливии. Впрочем, изначально итальянское участие, с точки зрения интересов этой страны, в этом деле было весьма спорным. Достаточно упомянуть, что именно Италия являлась основным потребителем ливийских газа и нефти. Так, например, около трети всего добываемого в Ливии "черного золота" шло на экспорт в Италию. И рассчитывать на увеличение этой доли при наличии таких конкурентов, как Великобритания и Франция, было для Берлускони просто нереально.
Разумеется, чтобы окончательно не поссориться с итальянцами, им дадут утешительный приз, но вовсе не такой, на который они рассчитывали. И тем более, если уж так поступили с союзником "по демократизации" Ливии, чего уж тут надеяться на то, что кто-то станет всерьез учитывать российские интересы в этой стране.
Читайте также: Падение Каддафи осложнит ситуацию в мире
Впрочем, этот визит триумфом Кэмерона и Саркози тоже назвать нельзя. "Вы добились этого (свержения правящего с 1969 году режима. — Ред.), но борьба еще не закончена, Каддафи остается на свободе", — заявил британский премьер на совместной пресс-конференции с Саркози и лидерами ПНС. А раз так, то союзники приняли предложение главы кабинета ПНС Джибриля не останавливаться на достигнутом и продолжить борьбу с Полковником до победного конца. Кэмерон призвал каддафистов признать поражение и сложить оружие, заверив повстанцев в том, что Лондон поможет им поймать Каддафи.
Впрочем, как известно, у таких мероприятий есть и закрытая часть. Судя по всему, речь шла о сохранении ПНС в условиях усилившейся грызни между оппозиционерами, между бывшими функционерами режима Каддафи и исламистами.
Достаточно сказать, что накануне исламисты уже поднимали вопрос о дележе власти. Причем "умеренные" хотели получить в новом кабинете четверть из 20 портфелей, в том числе и ключевые (например, министра внутренних дел). Однако Джибриль ограничился обещанием лишь одного не ключевого портфеля на том основании, что "правительство должно быть "технократическим", а не политическим". Такую уверенность в собственных силах Джибрилю придала поддержка Запада.
Надо сказать, что у Кэмерона и Саркози есть серьезные рычаги для оказания давления на повстанцев и их противников. В одной только Великобритании имеется ливийских активов на 12 миллиардов фунтов стерлингов, и она уже начала их размораживать и предоставлять повстанцам. А без выделения дополнительных средств просто невозможно восстановить добычу и транспортировку газа и нефти.
В любом случае, все это не осталось незамеченным исламистами. Их лидеры, включая шейха Салааби, призвали своих сторонников к массовому протесту против "иностранцев". Причем так называемый "Совет Безопасности", являющийся координационным центром исламских боевиков, выразил претензии на власть, поскольку "политики испачканы в грязи и время чистой политики еще не пришло". Но и это еще не все. Министерских портфелей также требуют крупнейшие полевые командиры.
Читайте также: Запад снова сел в ливийскую "лужу"
Так что возникает вопрос, остановит ли исламистов демонстративная поддержка ПНС со стороны ведущих западных лидеров? Тем более, что заявления Кэмерона и Саркози относительно предоставления ПНС "денег Каддафи" может только стимулировать борьбу на уничтожение среди самих повстанцев.
У исламистов после взятия Триполи сразу появился очень большой соблазн отказаться от участия в операциях против Каддафи, сохранить свои силы и дождаться того часа, пока верные ПНС боевики истекут кровью в сражении с силами Полковника, чтобы быстро добить их. А после этого поставить Запад перед фактом, что "ПНС несколько изменил свой состав и политическую ориентацию".
Правда, судя по всему, претендующие на роль кукловодов Кэмерон и Саркози все это предусмотрели. Не случайно, что Кэмерон пообещал в ближайшее время направить в Ливию группу военных специалистов для "консультаций ПНС по вопросу восстановления безопасности в стране". Это больше похоже уже на самую настоящую интервенцию, цель которой — поддержать на штыках марионеточный ПНС, пока там будут хозяйничать британские и французские компании.
Правда, в таком случае Лондон и Париж рискуют получить полномасштабную партизанскую войну, которую будут вести почти все ливийцы, не только каддафисты, но и исламисты.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.