Канада не намерена уступать России при дележе арктических богатств. Об этом наглядно говорят последние действия и заявления Оттавы. На протяжении 2010 г. Канада заметно расширила свою инфраструктуру для изучения и освоения Арктики за счет модернизации уже имеющихся (Резольют, остров Корнуолис) и строительства новых баз (Кеймбридж-Бей, остров Виктория).
В официальном правительственном сообщении по этому поводу говорится, что Оттава "продолжает демонстрировать приверженность осуществлению принятой ранее "Северной стратегии", утверждает и обеспечивает суверенитет Канады".
Заметим, что именно с этой страной у нас просматриваются наибольшие разногласия по Арктике. Главные камни преткновения - вопросы о принадлежности подводного хребта Ломоносова и контроль за Северным морским путем.
Обращает на себя внимание и то, что в последнее время этот прежде "ледяной пустырь" все чаще жалуют своим вниманием лидеры этих стран. Практически параллельно летом нынешнего года здесь побывали премьер-министры Канады и России Стивен Харпер и Владимир Путин.
Эти визиты наглядно продемонстрировали значимость Арктики для обеих стран. Причем глава канадского правительства ясно заявил, что "Геополитическая важность Арктики и интересы Канады в этом регионе никогда не были больше, чем теперь. Вот почему наше правительство озвучило амбициозный Северный Курс, основанный на безвременной ответственности, возложенной на наше государство, - сохранить Истинный Север сильным и свободным". Для чего, по его мнению, необходимо решение пограничных споров с соседями при "сохранении суверенитета территории".
Подобные амбиции не пришлись по душе никому из прочих арктических держав, причем не только России, но и партнерам Канады по НАТО - США, Дании и Норвегии. Недовольство канадскими амбициями было там настолько сильным, что с разъяснительной миссией 16 сентября в Россию отправился канадский министр иностранных дел Лоуренс Кэннон.
Главной её целью было доказать, что его страна не видит среди своих арктических соседей врагов. Однако прозвучавшее в Москве заявление скорее носило амбициозный и бескомпромиссный характер. По словам Кэннона, "Арктика всегда была частью нас (Канады - ред.), остается и всегда будет ею", забывая о том, что согласно международному праву, ни одна страна не обладает эксклюзивными правами в этой зоне.
Более того, он открыто подчеркнул, что его страна не откажется от претензий на хребет Ломоносова, являющийся, по его словам, "продолжением нашей территории".
Итак, на словах Канада заявляет о желании решить все острые моменты миром. Но параллельно готовится к войне. На протяжении последних лет она активно усиливает береговую оборону. Совсем недавно Канада завершила строительство в регионе двух военных баз. Специально для "арктических нужд" в 2010 г. Канада запустила три военных спутника. Премьер-министр страны Стивен Харпер подчеркнул, что этот проект является частью "защиты канадского суверенитета". А в конце августа прошли военные учения под названием Nanook 10, целью которых, как пишут иностранные аналитики, "было закрепление канадского присутствия в Арктике".
От Канады пытаются не отстать и прочие страны региона. Например, о намерении создать современный ледокольный флот заявляют Дания и США. Столько копий вокруг прежде "ледяного пустыря" сломано не случайно. За рубежом это объясняют обычно "происками агрессивной Москвы".
Как пишет американское издание The Christian Science Monitor, "Москва связывает свое экономическое будущее с претензией на большой кусок быстро тающей Арктики, где залегает до четверти нетронутых мировых энергоресурсов".
В том же духе пишут британские журналисты из The Times: "Сильно отстающая от Европы в технологическом смысле и неготовая к конкуренции с китайским экономическим гигантом, Россия рассматривает Арктику как важный элемент своего выживания в качестве энергетической и сырьевой супердержавы".
Особое внимание иностранные наблюдатели оказывают научным экспедициям, которые в последнее время направляет Россия, пытающаяся научно доказать свои претензии на 1,2 квадратных километров Арктики (главным образом, речь идет о принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева).
Не меньшую тревогу за рубежом вызывают даже предположения о возможном военном усилении России в этом регионе. Так, зарубежные СМИ пишут о том, что "Москва планирует разместить в регионе до 2020 года подразделения своего рода береговой охраны, которые будут находиться в подчинении ФСБ".
Читайте также: Арктика. Военный аргумент в политических маневрах Канады
В этой связи иностранные журналисты вспоминают, что в 2008 г. Россия приняла арктическую конвенцию, в которой говорится об обеспечении военной безопасности зоны Арктики, на которую претендует Москва. Особое внимание уделяется положению, о том, что "В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ".
Не случайно, что британское The Times пишет статьи об арктическом споре с заголовками вроде "Русский медведь готов показать свои когти в борьбе за богатства Арктики". Не забыли на Западе и недавнего посещения Владимиром Путиным Земли Франца-Иосифа. В этой связи вспоминают, как он "надел спутниковый ошейник на полярного медведя. Зрители понимают, что он имел в виду, когда говорил в камеру, что медведь - это хозяин Арктики".
Впрочем, далеко не все называют в качестве причин арктической гонки амбиции "агрессивной России". Вот, например, заголовок из французского издания Le Monde - "Арктика: Канада ведет войну нервов".
Издание отмечает, что "Отношения Канада-Россия кажутся самыми напряженными. Оттава скрежещет зубами на фоне стремления России стать "ведущей державой Арктики" и превращения ею своего развития в стратегический приоритет путем "эффективного использования воздушных и морских трансполярных маршрутов... Оттава рассматривает все российские инициативы в Арктическом регионе как "демонстрацию силы".
Какова же судьба спора за Арктику? Насколько возможен военный вариант развития событий? Своими мнениями с "Правдой.Ру" поделились военные эксперты Павел Золотарев и Константин Сивков.
"Говорить о возможном обострении в Арктике преждевременно, - считает заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев. - Ведь спор ведется за те территории, которые еще долго не будут пригодны для хозяйственного освоения, поскольку они еще покрыты льдами".
"Исчезновение льдов идет более быстрыми темпами, чем заявляли ученые и в этой связи державы стремятся заранее застолбить за собой эти территории, - полагает первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. - И дело даже не в том, что контроль над арктическими коммуникациями одновременно даст в будущем контроль за значительной долей грузоперевозок между Европой и Азией. И не в том, что здесь есть богатые месторождения углеводородов. Западу особенно важно установить контроль над разведанными здесь месторождениями редкоземельных металлов, в которых он испытывает дефицит.
Не случайно стороны наращивают свои военные арсеналы в регионе. Причем, несмотря на громкие заявления канадцев, я бы не стал считать их главной проблемой для России. Пока что самым сильным противником в регионе для нас были и остаются США. Правда, в будущем расклад сил может сильно измениться. Большой неприятностью для арктических держав является то, что свои амбиции на дележ арктического пирога в скором времени бросит Китай, который вовсе не случайно создает собственный ледокольный флот.
России следует учитывать милитаризацию Арктики и отвечать на это адекватными мерами. В противном случае мы не сможем противостоять нажиму своих соседей", - считает эксперт.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.