ДОВСЕ и Россия: «прощай» или «до свидания»?

12 декабря Россия выходит  из  Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).  Начиная с этого дня, у нашей страны  будут развязаны руки для увеличения численности войск и вооружений на своих южных и западных границах.  Российский мораторий  – один из ответов   на планы США по размещению элементов своего противоракетного щита в Восточной Европе.

Обычно, любое выступление лидера государства  в области обороны и перспектив развития вооруженных сил, связанных с потенциальными угрозами и обострением ситуации в определенном регионе, вызывает живую реакцию зарубежных политиков и вал комментариев, где выдвигаются контраргументы и суждения в пользу той или иной позиции. Но в правилах есть исключения. Политическая глухота наиболее распространенный прием в международной дипломатии, позволяющий проводить свои интересы, несмотря на возражения партнера. В этом западные политики преуспели.

 Речь Президента России  на ежегодном совещании в Министерстве обороны РФ для европейских и американских политиков стала прямым ответом на все те «шалости», которые они допустили по отношению к великой державе.

 Ни одна из позиций, озвученная Владимиром Путиным в Министерстве обороны России не опровергнута Западом. Молчание со стороны Европы и США свидетельствует о том, что там  срочно идет поиск ответа на заявления президента России, но найти их с точки зрения международного права невозможно.

 Что можно ответить на тезис об угрозе для российской безопасности: «...в нарушение ранее достигнутых договоренностей и рядом с нашими границами наращиваются военные ресурсы отдельных государств и стран - членов альянса НАТО. Россия не может позволить себе оставаться безучастной к очевидному накачиванию мускулов».
 
 ДОВСЕ, принятый в 1990 году, накладывает ограничения на количество танков и других видов вооружений, размещенных в Европе. В 1999 году НАТО отказалась ратифицировать обновленный вариант договора, требуя вывода российских войск из двух бывших советских республик - Грузии и Молдавии, притом, что эти вопросы, являясь предметом двухсторонних переговоров, никак не связаны друг с другом. За эти годы наша страна исполняла свои обязательства по договору, в то время как члены НАТО продолжали наращивать военную мощь.

 Исходя из политических реалий, президент заявил, что Россия может возобновить участие в ДОВСЕ, только после того, как его ратифицируют страны НАТО.

 Еще одна мера, к которой может прибегнуть Россия, а для Европы это хуже чем «удары со стороны Северной Кореи и Ирана» – отказ от договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (РСМД).

 Кроме того, перед Вооруженными силами президентом поставлена конкретная задача. «Одной из важнейших задач остается повышение боеготовности стратегических ядерных сил. Они должны быть в состоянии нанести быстрый и адекватный ответ любому агрессору»,- заявил президент.
 Молчание Запада по поводу выступления Путина вполне понятно. Слишком расходятся векторы интересов европейского сообщества. США стремиться втянуть Европу в ядерную конфронтацию с Россией. Польша и Чехия готовы пожертвовать общеевропейской безопасностью.
 
У НАТО свои виды на Грузию, Азербайджан и Украину. Прием кандидатов в альянс вызовет вполне оправданный шаг Москвы в экономическом и политическом направлении по отношению этих государств, а кормить, обогревать и давать работу новым «братьям по оружию Европа не собирается. С военной точки зрения Россия получит аргумент в пользу развертывания дополнительных ядерных сил по всему периметру границы. Раскол по вопросу независимости Косово в ЕС уже очевиден. Единый антииранский фронт тоже  трещит по всем швам.

 У России по каждой из этих проблем конкретная позиция и, пусть жесткий, но адекватный ответ. У Запада ни одного аргумента, кроме эмоциональных всплесков и воспоминаний о «холодной войне». У политической глухоты есть серьезная особенность - она порождает политический эгоизм и сужает возможности маневра.

 США  все еще надеются отговорить российского президента от выхода из ДОВСЕ, и  направили России формальное предложение о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны в Восточной Европе.  Нам предложено: интеграция систем ПРО России и НАТО для расширения зоны охвата противоракетной обороны, как в России, так и на Западе (как это может    выглядеть в реальности,  не знают даже составители документа);  разрешение российской инспекции объекта ПРО, построенного США в Польше (если,  конечно,  поляки пустят наших инспекторов на свою территорию); отсрочка активации американских ракет-перехватчиков до получения окончательного подтверждения того, что иранские баллистические ракеты смогут долететь до Европы.

 Здесь американцы откровенно лукавят. Ракеты для них вторичны и являются разменной монетой в переговорах. Главное поставить радар и накрыть российскую территорию до Урала. Российская сторона положительно оценивает идею отсрочки активации, однако настаивает на подписании обязывающего договора, в котором будут точно указаны условия активации. Ничего нового и  прорывного.

 Поэтому Россия и укрепляет свою армию. «Главной гарантией безопасности России остаются мобильные, оснащенные по последнему слову техники Вооруженные силы. Только их действительно высокий, современный уровень может надежно обеспечить обороноспособность России защитить ее от потенциальных угроз", – заявил российский президент.  

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить