Госсекретарь США Кондолиза Райс назначит спецпосла по энергетике, который должен противодействовать усилению влияния России на Кавказе и Средней Азии. Фактически речь идет о создании штаба по ведению энергетической войны с Россией. Остался главный вопрос – кто победит?
Государственный секретарь США Кондолиза Райс планирует назначить специального посланника для решения энергетических вопросов в случаях использования энергоносителей в качестве меры политического воздействия, в частности, в Центральной Азии и Каспийском регионе. Это заявление Райс сделала в ходе слушаний в конгрессе на фоне угроз Венесуэлы прекратить поставки нефти в США.
«Я планирую назначить специального координатора по энергетическим вопросам, который будет, в частности, заниматься Центральной Азией и Каспийским регионом», – заявила Райс. Посланник, ее словам, будет заниматься вопросом растущей нестабильности на мировых энергетических рынках. «Это действительно важная часть дипломатии. Более того, энергетическая политика деформирует дипломатию в некоторых частях мира. В данный момент мы ищем подходящего кандидата на должность спецкоординатора», – отметила госсекретарь США.
Это был ее ответ на выступление сенатора-республиканца Ричарда Лугара , который потребовал отреагировать на активность России в таких странах как Казахстан, Туркмения, Сербия и Болгария, направленную на укрепление позиции Москвы как поставщика газа в Европу. В своем письме он откровенно заявляет о необходимости для администрации Буша создать должность спецпредставителя и "не терять из виду наши долгосрочные интересы, заключающиеся в том, чтобы не допустить доминирование России в сфере энергетики на Южном Кавказе и Центральной Азии".
Выступая в комитете Сената по международным отношениям, Райс весьма жестко отвечала на вопросы о поведении России в последнее время, включая, предположение Путина о том, что на Украину могут быть направлены ядерные ракеты, и его предупреждение о новой гонке вооружений с Западом. «Не приносящая пользы и – я употреблю другое слово – достойная осуждения риторика, исходящая из Москвы, неприемлема», – отметила Райс.
Отношения между Москвой и Вашингтоном ужесточились на волне диспутов вокруг возражений России против предлагаемых американских ракетных баз в Польше и Чехии, а также американских тревог по поводу того, что Путин, по мнению США, использует устрашение и внутри страны, и за рубежом.
В частном порядке многие американские чиновники жалуются, что ЕС не предпринял более эффективной попытки построить отношения со среднеазиатскими странами, которые обеспечивают Россию газовыми поставками, приобретающими все большую важность, и не выработал единой политики в отношении России. Принятие решения о спецпредставителе стало итогом поездок американских политиков в государства Центральной Азии.
В ходе своих визитов в Казахстан, Туркмению и Азербайджан Лугар не скрывал, что целью этой поездки является ослабление контроля России над энергоресурсами в Прикаспийском регионе и налаживание стратегического партнерства между США и среднеазиатскими странами.
По его словам, создание транскаспийских маршрутов поставок нефти и газа из Казахстана и Туркмении в Европу в обход России укрепит независимость среднеазиатских государств. «Казахстан и Туркмения в транспортировке своих нефти и газа на мировые рынки практически полностью зависят от России, а Россия порой демонстрирует готовность использовать свой контроль над этими поставками в политических целях за счет наших европейских союзников», – заявлял тогда Лугар
.«Это трудный регион, и страны здесь находятся под огромным давлением с требованием держать дистанцию от США», – добавил американский сенатор, а также сообщил, казахстанские и туркменские официальные лица выразили готовность работать по вопросам разработки альтернативных путей транспортировки энергоресурсов с США и своими соседями.
Напомним, что в конце прошлого года между Россией, Казахстаном и Туркменией было подписано соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, что значительно усилило позиции России в регионе. Предполагается, что прикаспийский газопровод, строительство которого должно начаться во второй половине 2008 года, пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении, Казахстана, а потом выйдет на российскую территорию.
Сенатор Лугар настолько сильно озаботился проблемой доминирования России на Каспии, что уже тогда призвал президента Джорджа Буша назначить в администрации США спецпредставителя по энергетике в регионе. По мнению Лугара , данный шаг станет «ясным заявлением о том, что США считают этот стратегически важный регион первостепенным приоритетом». Но надо отметить, что позиции России в этих регионах влияния остаются очень сильными.
Кроме того, соглашения стран Прикаспийского региона с Россией обусловлены экономической целесообразностью. Лугар же ставит задачу добиться от Ашхабада согласия на присоединение к проекту Транскаспийского газопровода, идущего в обход России.
Лоббирование Вашингтоном этого проекта стало особенно интенсивным после заключения в конце 2007 года казахстано-туркмено-российских соглашений по строительству Прикаспийского газопровода и подписанного в январе соглашения между Россией и Болгарией о строительстве газопровода «Южный поток», который станет конкурентом проекта «Набукко», продвигаемого США и Евросоюзом.
Существующая экспортная инфраструктура позволяет экспортировать углеводороды главным образом через Россию, и лишь в не очень больших объемах через Иран и Кавказ. Рост добычи в таких условиях будет просто повышать зависимость американских компаний от России, которую уже испытывают американские участники проектов разработки казахстанских месторождений Тенгиз и Карачаганак.
Транспортная зависимость центрально-азиатских производителей углеводородов от российского транзита создает благоприятные условия для России, кроме того начинается освоение углеводородных запасов в Туркменистане. Но Вашингтон намерен изменить вид трубопроводной инфраструктуры и экспортной политики Центральной Азии.
США рассматривают возможностью осуществления проектов строительства Центрально-Азиатского газопровода (ЦАГ) с пропускной способностью 60 миллиардов кубометров в год и Центрально-Азиатского нефтепровода (ЦАН) на 50 миллионов т нефти в год. ЦАН предполагается как альтернатива проекту "Транснефти" и "КазТрансОйл", предполагающему экспорт российской, казахстанской, узбекской и туркменской нефти по существующему трубопроводу Омск - Туркменабад и далее через Иран к Персидскому заливу. ЦАН должен быть построен от Туркменабада через Афганистан и Пакистан.
ЦАГ, планируемый из Туркменистана через Афганистан и Пакистан в Индию, может стать альтернативой экспорту туркменского и узбекского газа через Россию. В этом случае России станет гораздо труднее отстаивать свои интересы на переговорах о покупке и транзите газа. Иначе говоря, один трубопроводный проект должен стереть с карты экспортных нефтегазовых маршрутов Иран, другой – Россию.
Административное решение Вашингтона состоялось, бюрократические ставки сделаны. Остается главный вопрос – кто выиграет?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.