СНВ-2: что мешает "ядерной" договоренности?

Президент США Барак Обама готов обсуждать с Россией перспективы договора СНВ-2. Вместе с тем, вопрос о размещении ПРО в Польше и Чехии остается открытым.

Чехия ожидает, что американцы построят радиолокационную станцию на ее территории в течение пяти-шести лет. Об этом заявил глава МИД Чехии Карел Шварценберг, отправляясь на переговоры по ПРО в Вашингтон. Теперь слово за новой американской администрацией.

Между тем, в последнее время в прессе появлялись сообщения о том, что новая администрация США собирается отсрочить размещение объектов противоракетной обороны в Европе. Однако вице-президент США Джозеф Байден дал понять, что от ПРО Штаты отказываться не собираются. Он сделал оговорку, что администрация Обамы будет советоваться по этому вопросу и с партнёрами по НАТО, и с Россией.

Читайте: Барак Обама: кризис и мечты о ядерном разоружении .

В своё время администрация Буша регулярно «советовалась» с Москвой по поводу своей европейской ПРО, но не изменила решения разместить в Польше 10 ракет-перехватчиков, способных сбить ракету потенциального противника на огромной высоте. В Чехии же должен появиться высокочастотный радар, способный просвечивать территорию России до Урала, но не способный прикрыть юго-восток Европы, географически наиболее близкий к Ирану.

Впрочем, сам факт консультаций по ПРО следует рассматривать позитивно, на что обратил внимание вице-премьер России Сергей Иванов. «Администрация США дала явный сигнал о том, что они хотят возобновить диалог по всем вопросам, представляющим взаимный интерес», - сказал он. Но тут же оговорился, что разногласия по этому вопросу сохраняются.

Обратимся к договору по ПРО. Договор об ограничении систем противоракетной обороны между СССР и США подписали 26 мая 1972 года. В нём были зафиксированы решения сторон отказаться от создания, испытания и развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также обязательства не создавать системы ПРО на территории страны.

Каждая сторона обязалась иметь не более двух систем ПРО. Вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок.

В июле 1974 года, по дополнительному протоколу к Договору, разрешалось иметь только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок МБР (для СССР — с центром в столице; для США — на базе Гранд-Форкс). Однако США нарушили договор, установив в Норвегии РЛС «Глобус-2», испытанную в качестве элемента ПРО, и включив её в свою систему противоракетной обороны в феврале 2001 года. 12 февраля 2002 года США в одностороннем порядке вышли из договора.

Читайте: "Сатана-2": ответ России "друзьям" .

С вопросом о ПРО неразрывно связан и вопрос о подписании Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), который сыграть важную роль в нераспространении ядерного оружия в мире. Именно о заключении нового договора говорил на пресс-конференции президент США Барак Обама. «Я уже сообщил президенту России Дмитрию Медведеву, что для нас очень важно возобновить переговоры по вопросу сокращения наших ядерных арсеналов», - сказал он.

Достаточно быстро последовала реакция России. «Мы готовы к переговорам, которые позволят сохранить режим ограничений и сокращений стратегических наступательных вооружений. Мы удовлетворены, что новая администрация в Вашингтоне уделяет такое приоритетное внимание этой проблематике», - сказал глава МИД России Сергей Лавров.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан 30—31 июля 1991 года в Москве. Согласно ему, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы до 6 тыс. единиц.

Договор запрещал производство, испытание и развертывание баллистических ракет воздушного запуска, подводных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, а также орбитальных ракет. Мобильные грунтовые комплексы должны были базироваться только в ограниченных районах.

6 декабря 2001 года Россия и США заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов, у России тогда было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — 1237 стратегических носителей с размещенными на них 5948 ядерными боезарядами. 

Однако, по мнению ряда экспертов, США нарушили договор СНВ-1.  В частности, ядерные боеголовки и вторые ступени ракет не утилизировались, а складировались, за счет чего был создан «возвратный потенциал ».

Кроме того, США, в отличие от России, до сих пор не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). А без этого говорить об отказе от ядерного оружия довольно сложно. По поводу нового договора по ПРО - пока также ничего сказано не было.

Тем не менее, предложения, идущие от новой американской администрации, российская сторона  восприняла. Теперь важно, чтобы от слов стороны перешли к делу. Хочется надеяться, что администрация Обамы не только начнёт переговоры об СНВ-2, но и не пойдёт на поводу у главы МИД Чехии, мечтающего поставить радар ПРО вопреки мнению 70 процентов сограждан.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *