Новороссия: созданию государственности препятствует олигархат

Олигархи отбирают победу у народа Донбасса

После того как ополчение Новороссии перешло в наступление, Киев быстренько объявил перемирие. Накануне этого знакового для всей Украины события в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru побывал советник Высшего экономического совета Новороссии Борис Борисов. Он рассказывал о современном положении и будущем Донецкой и Луганской народных республик.

— Борис только что на своей машине ездил в Донецк и обратно. Это безопасно?

— Ну, два выстрела по колонне, один обстрел. На обратном пути было уже легче. Ополченцы разгромили подразделение украинских вооруженных сил, которые пытались перерезать дорогу в разных местах. И единственной опасностью были минные растяжки на обочинах. Надо быть готовым ко всему.

— А бывшее руководство Донецкой и Луганской области сейчас где?

— Киев предпринял меры к тому, чтобы все руководящие структуры, абсолютно все, были вывезены из Донецка и Луганска. В частности, из Донецка их эвакуировали в Мариуполь. Все. Начальник пожарной охраны Донецка сидит в Мариуполе. Оттуда он якобы пытается каким-то образом руководить тушением пожаров.

На самом деле, все делается за счет энтузиазма тех же пожарных, коммунальщиков. Они, зачастую не получая зарплаты, просто выходят и делают свою работу. Героически, иногда прямо под обстрелами. Электриков периодически убивают, когда они находятся на высоте. Есть факты стрельбы снайперов. Есть факты обстрела минометами работающих бригад. Тем не менее, люди не увольняются. Этот героизм сопоставим с тем, что проявляет ополчение.

Донецк - очень красивый и цветущий город. Как это ни странно, он остается таким и сегодня. Картины бывают совершенно потрясающие. Красивая улица с фонтанами (когда есть вода, они работают), розы, постриженные газоны… А откуда-то бьет артиллерия украинских вооруженных сил, кладут снаряды, работают "Грады" по городу, а в это время женщина в синем халате аккуратно подстригает розочки в парке…

— Значит, люди уверены в победе. Если не веришь в будущее, то не будешь стричь розы, наводить порядок…

— Люди уверены, что это их земля. Они ее никому не отдадут. И они здесь наведут порядок. В этом все уверены. Хотя в Донецке, как в блокадном Ленинграде, можно было вешать таблички "Эта сторона улицы при обстреле менее опасна".

— Но сейчас военная ситуация меняется. Спокойнее стало в последние дни?

— В Донецке стало спокойнее еще с того времени, когда провели серьезную контрбатарейную борьбу. Если до этого били по центру города три-четыре раза в день, после этого стали бить один-два раза в день. На окраинах — гораздо хуже. Сейчас действительно ополчение наступает, скоро должно все кардинально измениться, и прекратится стрельба по Донецку.

Сейчас много из-за этого сложностей и во всех остальных сферах. Сейчас большинство чиновников местного уровня — еще кадры Януковича. Потому что суды не работают. Налоги не собираются вообще. Решение от 12 июля о том, что в Донецкой народной республике не собираются налоги, трудно оценить иначе как решение ошибочное. Но отмена сбора налогов вовсе не означает, что коммерсанты перестают что-то платить. Они перестают платить государству. На образуемый необлагаемый доход тут же находится много желающих.

С другой стороны, как оборотная сторона этой медали, ополчение и все государственные и хозяйственне службы не получают зарплат. Не только ополчение. Бюджет просто отсутствует. Если нет бюджета, значит, нет нормальной службы тыла, снабжения. Воевать без денег нельзя. Со времен еще римских легионов всегда были какие-то полковые кассы. Нужны деньги для войны просто физически. Не все можно получить, что-то надо покупать на месте. Поэтому на местах вынуждены все равно формировать полковые кассы. Это происходит за счет того, что налогообложение смещается с государственного уровня на более низкий частный уровень, на уровень батальонов. Это в принципе все знают. Это секрет Полишинеля. Абсолютно любой житель Донецка знает, что это есть.

Налогами должно заниматься государство, собирать их по обоснованной ставке. А сейчас зачастую эти средства взимаются по беспределу. В такой ситуации Верховный Совет не имеет реальной власти, не может выражать волю народа и реализовывать свои полномочия. Так же и другие органы власти. Бюджет все равно в любом случае нужен, как и другие составляющие государственности.

В комитетах Верховного Совета идет соответствующая работа. Уже есть достаточно продвинутые документы, которые позволили бы быстро сформировать бюджетную систему. Но пока люди работают в стол. Они работают без зарплаты. Хотя в настоящий момент без зарплаты работают только депутаты Верховного Совета. Там им платят какие-то гроши на компенсацию проезда на сессию и назад. Переведя из гривен, получается примерно 2600 рублей в месяц. Аппаратные и технические работники государственной администрации получают зарплаты приличные, по местным меркам.

— А от кого?

— А вот это очень интересный вопрос. Когда нет бюджета, а зарплаты есть, то возникает некая система, в которой многие заинтересованы. Прежде всего те, кто внедрил своих людей в правительство Донецкой республики. Они заинтересованы в сохранении этой системы. Потому что для любого действия, даже самого нужного и полезного, надо сначала подползти к нужному кабинету, полизать нужный ботинок, и тогда, возможно, деньги дадут. Это относится и к Верховному Совету. Депутатам, как мне известно, отказали даже в оплате депутатского значка. И они из этой нищенской суммы в 2600 рублей в месяц вынуждены, кто желает, выложить еще 600 рублей за депутатский значок.

Вопрос в том, какую линию выберет в дальнейшем Донецкая республика — олигархический путь развития или антиолигархический. Тут середины быть не может.

— Но ведь налогово-бюджетная система нужна и олигархам, и антиолигархам.

— Дело в том, что те, кто занимается войной, находится на баррикадах, думают о текущих задачах, в крайнем случае, на шаг вперед. А олигархат думает на два-три шага вперед.

И вот уже сегодня они готовят условия для того, чтобы была возможность разоружить ополчение. Потому что ополчение имеет левый настрой. Оно настроено против олигархов. Оно не понимает, зачем нужно гибнуть за то, чтобы одного олигарха сменил другой. На мой взгляд, именно поэтому заинтересованные лица не создают нормальный государственный бюджет, службу тыла.

Вместо создания нормальной армии из ополчения достаточно сознательно делают, в некотором смысле, полубандитские формирования, которые вынуждены кормиться с территории. Поддерживая обстановку революционного хаоса и не принимая решительных шагов к тому, чтобы формировать нормальное государство, кукловоды создают условия, чтобы затем получить возможности для разоружения этих отрядов. Это  не ошибка, это совершенно четко проводимая политическая линия. То есть, сейчас вы воюйте, пока вы нам нужны. Мы держим вас в черном теле. Мы заставляем вас по необходимости делать не вполне легальные поступки. Поэтому будем иметь все основания объявить вас бандитами и разоружить.

Посмотрите, каким образом действуют эти люди. На фоне первой встречи в Минске появился вброс. Одновременно в нескольких крупнейших российских средствах массовой информации сообщалось, что Донецкая и Луганская республики якобы согласны остаться в составе Украины. Хорошо, что в ополчении достаточно мало телевизоров. Если бы это сообщение услышали ополченцы, то, я думаю, они решили бы развернуть штыки внутрь. Поскольку это принципиально противоречит тому, ради чего они там находятся, ради чего гибнут. Затем было опровержение. Проблема таких массированных вбросов в том, что сам вброс слышат десятки миллионы людей, а опровержение — только те, кто интересуется подробно ситуацией. Поэтому ложечки нашлись, как в анекдоте, а осадок остался.

И когда мы говорим олигархат, это не значит, что мы имеем ввиду, скажем, конкретно киевских или московских людей. У них достаточно связей между собой. Есть мощнейшая политическая группа поддержки в Москве. Этот вброс информации про якобы согласие Донецкой и Луганской республик остаться в составе Украины не мог быть сделан без участия этой группы. А его смысл в том, что существует достаточно серьезная политическая партия во власти, для которой любые успехи ополчения — это повод их капитализировать и попробовать продать Киеву. Конечно, чтобы работали заводы собственник заинтересован в более-менее нормальной ситуации. Сейчас ситуация революционная. И громадное количество влиятельных людей заинтересованы в прямо противоположном, чтобы заводы не работали. Они заинтересованы довести регион до экономического краха и банкротства. Активы дешевеют, и их можно дешевле потом купить. Это недооценивать нельзя. Слишком влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы ничего не работало, чтобы все разрушалось. Чтобы Донецкое и Луганское государства не формировались ни в коей мере, не восстанавливалась экономика.

В самой ближайшей перспективе тем, кто работает сейчас в правительстве, придется сделать очень важный выбор: поддержать олигархическую модель развития государства или вместе с ополчением, вместе с народом, создавать антиолигархическую модель. Этого выбора нельзя избежать.

Поэтому сейчас главная задача ополчения — обозначить себя как политическую сущность и показать всем способность и возможность повернуть штыки внутрь. Ополчение должно четко сказать, что есть вещи, которые не продаются. Это, прежде всего, суверенитет Донецкой и Луганской республик. Это антиолигархический настрой. Это ускоренный курс на формирование государства. Для всего этого - отметание тех, кто этому препятствует. А многие препятствуют формированию государства самым очевидным образом, поддерживая свои личные, аппаратные позиции. Если ополчение покажет свою способность повернуть штыки внутрь, тогда политическая ситуация изменится. Но времени для этого выбора осталось очень мало. Или олигархи победят. Они уже очень близки к победе.

— Есть такая грустная пословица, что революция пожирает своих детей…

— Скажем, на данном этапе уважаемого Игоря Ивановича (Стрелкова. - Ред.) революция уже слегка пожрала. Дай Бог, чтобы он вернулся. Но на данный момент ситуация такова. И это неслучайно. Потому что для определенного клана людей, которые хотят формировать повестку дня в Новороссии, такие сильные лидеры, как Стрелков, не нужны. Они мешают их игре.

Но у ополчения и всего народа Донбасса — левая повестка дня. Самое удивительное, что в антиолигархической позиции убежденные белогвардейцы, монархисты сходятся с идейными социалистами, коммунистами. Это и есть то самое историческое примирение красных и белых, о котором так много говорили. Белые вместе с красными готовы воевать против олигархов.

Беседовал Саид Гафуров

Читайте также:

Новороссия наносит ответный удар

Донбасс ждет зима без угля и газа?

Для Киева даже лучший сценарий смертелен

Ополченцы повторили Курскую дугу

Чем тушить пылающий котел Украины

А также все публикации сюжета "Украина получила мир или передышку?"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий: