Белоруссия пытается вернуть доверие Запада, утраченное еще в середине 1990-х гг. На фоне похолодания отношений с Россией в диаметрально противоположном направлении (Минск-Брюссель) наблюдается "оттепель". Заметным индикатором в этом отношении стал визит 23 августа в Минск докладчика по Белоруссии в ПАСЕ (Парламентская Ассоциация Совета Европы) Синикки Хурскайнен.
Во время встречи с ней заместитель председателя белорусского парламента Виктор Гуминский заявил, что Белоруссия намерена добиваться восстановления своего членства в ПАСЕ, которого она лишилась в 1997 году. "Рано или поздно Беларусь станет равноправным членом ПАСЕ", — заявил парламентарий. Он выразил надежду, что Хурскайнен, питающая "самые добрые чувства к Белоруссии и ее народу", поможет в этом.
Примечательно, что сама Хурскайнен не стала его разочаровывать и заикнулась о необходимости "продолжения диалога… для того, чтобы Белоруссия стала членом Совета Европы". Напомним, что отношения Минска и ЕС шли по нарастающей, пока к власти в 1994 г. не пришел Александр Лукашенко. Принимаемые белорусским президентом меры по укреплению вертикали власти на Западе расценили как "ущемление демократии".
Во-первых, в 1996 г. Минск изменил Конституцию страны, а Брюссель посчитал, что это привело к ликвидации разделения властей в республике. А в 1997 году ПАСЕ расценила проведённые в Белоруссии парламентские выборы "недемократичными" и осудила Минск за "незаконное давление на оппозицию".
В итоге в том же году Совет Министров ЕС не продлил Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с Белоруссией, отказавшись поддержать её вступление в Совет Европы. Таким образом, Минск утратил статус "специально приглашённого члена" ПАСЕ. Дальше — больше. Евросоюз, недовольный выстраиванием "авторитарного режима", прервал межправительственные связи с Белоруссией, а также заморозил программы оказания технической помощи ЕС.
В 1998 г. во время "инцидента в Дроздах" западные дипломатические представительства были выселены из своих резиденций, что еще больше ухудшило отношения республики с Европой и США. Вслед за этим Запад попытался сместить Лукашенко, подкармливая "демократическую оппозицию" и обвиняя Лукашенко в исчезновении целого ряда видных оппозиционеров. В результате ряду высших представителей белорусских властей запретили въезд в западные страны.
В 2004-05 гг. США и ЕС "заморозили активы президента Александра Лукашенко и высших белорусских функционеров". И хотя об обнаружении многомиллионных "диктаторских вкладов" не сообщалось, на Западе упорно продолжали их искать.
Читайте также: Не последний диктатор, а восточный партнер?
Причем в марте 2005 г. ЕС заявил о намерении профинансировать "формирование гражданского общества" за счет поддержки оппозиции против "диктаторского режима" и создания "альтернативных" СМИ. Временами казалось, что Запад вот-вот решится на силовую операцию против "последнего диктатора Европы".
Самое активное участие в наступлении против Минска принимала ПАСЕ, осудившая наканунепрезидентских выборов 2006 г. действия местных властей. И все попытки вернуть в нее Белоруссию (при активной помощи России) успехом не увенчались. Представители ПАСЕ заявили о том, что для этого Минск должен выполнить четыре условия: расширить полномочия парламента, ввести институт уполномоченного по правам человека, пересмотреть избирательный кодекс и закон о печати. Более того, Брюссель призвал другие страны мира подвергнуть "режим Лукашенко международной изоляции".
Однако все резко изменилось в августе 2008 г. после пятидневной войны в Южной Осетии. Как ни странно, Запад стал заигрывать с "последним диктатором Европы". Причем, в октябре того же года Александру Лукашенко и его ближайшему окружению милостиво разрешили посещать страны западной демократии, перестав, наконец, искать принадлежащие белорусскому руководству вклады. Причина столь неожиданного потепления объяснялась тем, что Москва признала независимость Сухума и Цхинвала от Тбилиси, и ей признание Абхазии и Южной Осетии со стороны Белоруссии было бы очень кстати. Напротив, Запад всячески давал понять Минску о том, что делать этого не стоит.
Уже в 2009 г. в Минске открыли Информационный пункт Совета Европы, призванный содействовать развитию связей между Беларусью и СЕ. Тогда же Белоруссию сделали и членом проекта ЕС "Восточное партнерство". Лукашенко, в свою очередь, также проявил любезность по отношению к Западу, выпустив из тюрем нескольких видных оппозиционеров. Однако вернуть членство своей страны в ПАСЕ ему так и не удалось, поскольку Минск не выполнил одно из условий Брюсселя — введение моратория на смертную казнь.
Удастся ли теперь восстановить былые отношения? Этот вопрос корреспондент "Правды.Ру" задал директору Международного клуба "Открытый диалог" Григорию Амнуэлю. "По большому счету, отношение к Александру Лукашенко на Западе принципиально не изменилось, — считает эксперт. — И смена подхода к белорусскому режиму вызвана внешними вынужденными обстоятельствами. Дело в том, что потепление отношений Белоруссии и ЕС вызвано действиями самой России. На Западе расценили тот антипиар против Лукашенко, который мы наблюдали последние недели при просмотре одного из телеканалов, соответствующим образом. И такой нажим на него как мы видим, оказывает прямо противоположное действие. Я уверен, что Белоруссия может и должна получить место в ПАСЕ и других европейских организациях и занять особое место в европейском пространстве", — уверен эксперт.
Заметим, что Белоруссия периодически получает от Евросоюза денежную помощь и займы на довольно выгодных условиях. И, судя по всему, "потепление" теперь затронуло и политическую сферу. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия со своей политической системой абсолютно не вписывается в общеевропейское устройство, можно предположить, что развитие отношений этой страны с Евросоюзом имеет известные пределы. Как бы там ни было, пока хитрому белорусскому Батьке удается играть на противоречиях больших держав.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.