Ющенко провоцирует Россию вернуть Крым

Искусство политика - в его умении проводить свою линию или ловко маневрировать в обстоятельствах, когда интересы страны этого требуют. Таких качеств у Виктора Ющенко нет. Решение заставить вывести из Севастополя Черноморский флот вкупе с другими русофобскими выходками могут обойтись ему дорого. При таком его поведении у России просто не останется иного выбора, кроме как поставить вопрос о статусе Крыма.

Ценность любого политика в его последовательности проводить свою линию или ловко маневрировать в обстоятельствах, когда интересы страны этого требуют. Таких качеств у Виктора Ющенко нет. Он постоянно провоцирует Россию на ответные действия, не задумываясь о последствиях. Решение в очередной раз пнуть нашу страну и заставить вывести из Севастополя Черноморский флот могут обойтись ему боком. И тогда не Россия, а Украина будет платить аренду за то, чтобы её корабли стояли у причалов города-героя.

Недавно президент Украины поручил правительству в двухмесячный срок разработать законопроект о выводе российского флота из Севастополя в 2017 году и прекращении действия соответствующих российско-украинских соглашений. Правительству поручено также предпринять меры по завершению договорно-правового оформления морского участка государственной границы между Украиной и Россией в Азовском и Черном морях и Керченском проливе.

"Указ принят с непонятной для нас поспешностью и не будет способствовать укреплению атмосферы доверия между Россией и Украиной. Российская сторона считает, что в настоящее время преждевременно обсуждать вопрос о сроках базирования флота", - говорится в комментарии, опубликованном на сайте МИД РФ. "Эта тема должна стать предметом российско-украинской договоренности позднее, и рассматриваться с учетом всего комплекса двусторонних отношений", - считают в МИД России..

Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что Киев уже предложил Москве начать постепенную подготовку к выводу флота. "Эта работа не на один год. Это не значит, что мы их вытесняем с Украины", - сказал министр. Огрызко добавил, что Москва аргументы не слышит: "Мы будем делать все от нас зависящее, для того чтобы нас услышали".

Черноморский флот, чье 225-летие отмечали в Севастополе совсем недавно, начался с того, что несколько кораблей балтийской эскадры под командованием адмирала Марка Войновича (уроженец Черногории, предок современного писателя Владимира Войновича) прибыли в Черное море накануне очередной войны с Турцией, а попутно Азовская флотилия была перебазирована в только что отвоеванный Крым. На счету Черноморского флота самые громкие победы России на море - знаменитое Чесменское сражение 1770 года, взятие греческого острова Корфу в 1799 году и разгром турок в Синопском сражении.

После революции 1917 года ЧФ был частично затоплен, частично уведен в Бизерту (Тунис) белогвардейцами. А возродился к 1928 году, когда туда были переведены из Кронштадта линкор "Парижская коммуна" и крейсер "Профинтерн". К началу Великой Отечественной войны ЧФ представлял собой неплохо оснащенную эскадру в составе линкора, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок - вполне сопоставимые силы с японским флотом вторжения в декабре 1941 года. После 1991 года его корабли и инфраструктура были разделены между Россией и Украиной.

Отметим, что в архиве аппарата Президента Российской Федерации хранится протокол № 49 заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 г., на котором 11-м пунктом в повестке дня стоял вопрос о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Очевидцы свидетельствуют, что решение готовилось и принималось под сильным давлением увлекшегося этой идеей Н.С. Хрущева.

5 февраля 1954 года решение, принятое руководящей верхушкой КПСС, было юридически оформлено Постановлением Прези­диума Верховного Совета РСФСР «О передаче Крымской обла­сти из состава РСФСР в состав Украинской ССР», в котором всего три строки: «Учитывая общность экономики, терри­ториальную близость и тесные хозяйственные и культурные свя­зи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: Передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР».

Закон несет следы спешки и правовой небрежности. В нем, как и в Указе от 19 февраля 1954 г., нет недвусмысленной дирек­тивы: «Пе­редать Крымскую область и утвердить изменение границ между РСФСР и УССР». Но, главное, была ли вообще ясно и в конституцион­ной форме выражена воля Российской Федерации, ее многона­ционального народа на передачу Крыма? Разговоры Хрущева, Молотова, Тарасова, Коротченко и других политиков того времени, их планы и поступки пусть останутся предметом истори­ческих исследований и дискуссий.

Для нас важны официально принятые конкретные правовые акты, оформившие изменение статуса Крыма. Таких актов пять. Исходный из них – Постанов­ление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 февраля 1954 года. В тот же день, 5 февраля 1954 г., было издано аналогичное Постановление Совета Министров РСФСР № 156. И лишь 2 июня 1954 г. вопрос о Крыме рассматривался на сессии Верховного Совета Российской Федерации. Но речь шла уже не о согласии или несогласии РСФСР на изменение статуса Крыма, а о приве­дении Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией Союза ССР, по которой Крым стал частью Украины уже в апреле 1954 года.

Суть проблемы сводится к ответу на вопрос: кто имел право давать согласие от имени Российской Федерации на изменение ее территории? При анализе конституционных норм мы с неизбежностью должны прийти к выводу о том, что не только Президиум Верховного Совета Российской Федерации, но даже и сам Верховный Совет ни своевременно, ни тем более задним числом не имел юридического права изменять или давать согласие на изменение территории РСФСР.

В соответствии со ст. 22 Конституции республики Верховный Совет РСФСР являлся высшим органом государственной власти РСФСР. Согласно ст. 23 Конституции он осуществлял все права, присвоенные РСФСР согласно ст. 13 и 19 Конституции РСФСР, с включением тех, которые входили в силу Конституции в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета, Совета Министров и министерств РСФСР. Итак, высший орган государственной власти РСФСР мог осуществлять лишь права, предусмотренные ст. 13 и 19 Конституции, да и то не в полном объеме.

Между тем правовая норма о том, что территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР, содержалась в ст. 16 Конституции, а значит, находилась вне сферы прав не только Президиума, но и самого Верховного Совета РСФСР. Отсюда следует, что никакие органы государственной власти РСФСР не наделялись правом изменять или давать согласие на изменение территории РСФСР. Только референдум мог сделать Крым украинской территорией.

А если украинские правители отказались от «проклятого советского прошлого», то милости просим – аннулировать все акты того времени и вернуться в границы 1917 года. Тесно не покажется. Получается, что своей русофобской политикой втягивания Украины в НАТО и выдавливания Черноморского флота из Крыма Ющенко все делает для того, чтобы полуостров вернулся в состав России. В случае иного поведения руководства Украины. которое бы помнило о том, как Крым стал ее частью, вопрос бы ребром не стоял.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить