Спор о Черноморском флоте: раннее "оранжевое" обострение

Украинские власти вновь охватило обострение. Если у больных это связано с сезонным фактором, то у героев Майдана это обусловлено политической необходимостью. Мишенью для провокации была выбрана, как водится, Россия и ее Черноморский флот. Только, похоже, что решать этот вопрос с украинской стороны будут совсем другие люди.

Руководство Украины вновь охватило обострение. Если у больных это, как правило, связано с сезонным фактором, то у героев Майдана это обусловлено политической необходимостью. Мишенью для провокации была выбрана, как водится, Россия, а конкретно – ее Черноморский флот.

Обращаются к этой «благодатной» теме «цветные» власти Украины не впервые. В послемайданный период истории незалэжной вплотную заняться проблемой изгнания «русских оккупантов» со святой украинской земли решил еще известный евроатлантический интегратор Борис Тарасюк. А старт этой кампании он дал за день до своего возврата на должность министра иностранных дел, то есть в первые дни февраля 2005-го.

Но то были совсем другие обстоятельства. Довести до конца начатое дело Тарасюку не удалось, а правительство Виктора Януковича, сменившее два оранжевых кабинета (Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова), вообще отнеслось к решению такой неотложной задачи с непростительным равнодушием.

Читайте: Праздник на фоне войны за будущее Крыма .

Подхватил упавшее знамя Тарасюка его коллега и достойный продолжатель дела евроатлантизма, нынешний глава МИД Владимир Огрызко. К Плану действий по обретению членства НАТО Украину не подключили, поэтому главный дипломат решил, что муссирование «флотской темы» - это его главное занятие. В принципе, в этом не было ничего нового и рвение Огрызко оставалось практически без внимания.

Во время визита в Москву украинский министр иностранных дел вручил главе российского МИДа Сергею Лаврову проект меморандума о порядке постепенного вывода российских моряков с территории Украины до 28 мая 2017 года. Меморандум предполагает, что с 1 июля 2008 года должны начаться консультации по поводу вывода флота. Российские власти отнеслись к энтузиазму Огрызко довольно спокойно.

Но тут к процессу подключился сам Виктор Ющенко. Он поручил правительству до 20 июля подготовить законопроект о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины Черноморского флота России. Кроме того, указ предписывал Кабмину в двухмесячный срок предпринять меры по комплексной оценке последствий временного пребывания ЧФ на Украине. Конфликт вышел на новый уровень эскалации, и не замечать его стало невозможно.

«Куды торописси, милай?»

Черноморский флот России базируется в Крыму в соответствии с так называемыми базовыми соглашениями по флоту, подписанными 28 мая 1997 года сроком на 20 лет.

Предусматривалось, что они будут автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если одна из сторон письменно не уведомит партнера об обратном не позднее, чем за один год до истечения срока их действия.

То есть на совершенно законных основаниях российские корабли могут оставаться в Севастополе до 2017 года. За «один год до истечения срока» будет, если я правильно считаю, год 2016-ый. Сейчас у нас на дворе лето 2008-го. Таким образом, сегодняшние украинские власти загадывают слишком далеко. Но загадывают уже сейчас. Основным документом из пакета соглашений, подписанных 28 мая 1997 года, является Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Естественно, у российских парламентариев возник вопрос, стоит ли России с такой Украиной дружить и сотрудничать и «партнерить»?

Национальная консолидация по-украински

Так как за пределами Украины возник крупный информационный повод, все желающие получили возможность высказаться потеме. Самые воинственные комментарии раздавались от представителей партий, входящих в пропрезидентский блок «Наша Украина-Народная самооборона» (НУНС). Если Россия не выведет своевременно свои корабли из Севастополя, Украина может на законных основаниях их конфисковать. Такое мнение высказал первый командующий Военно-морского флота Украины вице-адмирал Борис Кожин.

Однако назвать подобную позицию гласом народа было бы серьезной натяжкой. В блок НУНС входит десяток партий со средним рейтингом 1-2% каждая. Между тем НУНС позиционирует себя как пропрезидентскую политическую силу (своего рода украинский аналог «Единой России»). Соответственно, электоральная поддержка НУНСа приблизительно равняется рейтингу президента, то есть 10-15%.

Представители Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) были осторожней в высказываниях. Внутри блока заведена жесткая дисциплина, поэтому «отсебятина» рядовых членов БЮТ практически исключена. Что касается самой леди Ю, то, видимо, вопрос Черноморского флота представляется Тимошенко хорошим поводом поторговаться с Москвой. При случае. А случаев таких может возникнуть множество, особенно учитывая приближающиеся президентские выборы.

Читайте: Исторические метания Ющенко приведут к власти Тимошенко .

Что касается Партии регионов, то прежде всего обращает на себя внимание заявление депутата Василия Киселева. По его мнению, нельзя сбрасывать со счетов пункт переходного положения Конституции Украины, в котором не содержится никаких конкретных временных ограничений пребывания иностранных военных баз на территории Украины. «Что касается правовой основы вывода флота, то после завершения срока договора может вступить в силу положение о временном пребывании ЧФ в Севастополе. Подобная международная практика широко распространена», — отметил политик.

Кстати говоря, довольно «красивым финтом» отметился и сам украинский президент. 6 июня Ющенко, как известно, встретился с президентом России Дмитрием Медведевым. После встречи с главой российского государства Ющенко сообщил, что «договор о пребывании Черноморского флота в Севастополе, которые предполагает, что он находится там до 2017 года, — это договор, который до последней буквы будет выполнен украинской стороной». Выглядело это как «А я – что? Я – ничего…»

После того, как Ющенко по сути дал задний ход, в интересном положении оказались политики из блока НУНС, почетным лидером которого является сам президент. Жестких заявлений в адрес Москвы они понаделали, а почетный глава их политической силы вроде бы ничего против базирования российских кораблей в Крыму и не имеет. По крайней мере на ближайшее десятилетие. Получается, что Черноморский флот сильно и прямо сейчас мешает одному Владимиру Огрызко лично.

Между тем, ситуация на Украине в начале 2005-го и летом 2008-го – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Оранжевые революционеры были окрылены победой на Майдане и безусловной поддержкой со стороны стран Запада. Сейчас от героев майдана подустали и в Европе и в США. Что же касается положения дел внутри незалэжной, то, как говорил ослик Иа, и «с этой стороны ничуть не лучше». После выхода двух депутатов из состава коалиции, в ней осталось 225 человек, что уже не составляет большинства.

Правительство Тимошенко находится в подвешенном состоянии, нынешняя Рада если и не умерла, то находится в состоянии глубокой комы, то есть в любом случае работать не может. Украинские «цветные» не впервые отважно и, не раздумывая, ввязываются в драку с Россией. Только из каждой такой стычки они выходят проигравшими. Так было даже в гораздо лучшие для них времена. В целом, все идет к тому, что решать вопрос базирования Черноморского флота России, по крайней мере, с украинской стороны будут совсем другие люди.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *