Поминая Майдан: Избавление от иллюзий. Эффективно. Дорого

Начиная с прошлого года, первой годовщины Оранжевой революции , 22 ноября на Украине решено отмечать День Свободы. Решено это было  в 2005 году украинским президентом Виктором Ющенко , как говорилось в соответствующем указе, «для утверждения свободы и демократии, воспитания чувства национального достоинства, а также учитывая историческое значение событий осени 2004 года». Однако уже год назад существовали серьезные сомнения в том, что Дню Свободы суждено стать, во-первых, праздником, а во-вторых, общенародным. Мало того, еще во время прошлогоднего празднования события «исторического значения» у многих наблюдателей возникло впечатление, что и сами «оранжевые революционеры» и их сторонники не очень верят в то, что действительно есть, что отмечать. На таком уровне, по крайней мере, как это заявлено в президентском указе.

И проблема была не только в том, что на момент первой годовщины великой ноябрьской революции правительство Юлии Тимошенко два с половиной месяца как была отправлена в отставку Виктором Ющенко, а ее блок находился то ли уже в оппозиции к президенту, то ли все еще был в рядах сочувствующих ему. По-видимому, были еще какие-то причины подозревать, что все это, как говорят дети, не взаправду. Несмотря на то, что декорации «осени-2004», включая знаменитую сцену, были восстановлены в точности.  

Тень старика Зигмунда

В ноябре 2005-го от наблюдателей не укрылось, что несколько раз из уст президента отчетливо прозвучало слово «роковыны». Случайной разовой оговоркой по Фрейду это происшествие, таким образом, считать нельзя. Возможно, это (речь президента, произнесенная со сцены Майдана) было продолжительным помаранчевым помрачением (прошу прощенья за невольный каламбур), что не редкость в поведении Виктора Ющенко. Не исключено, впрочем, что, напротив, имело место кратковременное прозрение, мрачное, но честное, своего рода пророчество, что случается с президентом гораздо реже.

Поясню… В украинском языке понятие «годовщина» в зависимости от контекста передается двумя разными словами. «Ричныця» говорят, если подразумевается годовщина какого-нибудь торжества, светлого праздника, знаменательного события. «Роковыны», наоборот, означает дату какой-нибудь трагедии, катастрофы. Иначе говоря, поминки.

Что характерно, мрачный символизм прошлогодних «роковын» Майдана не был исчерпан такой своеобразной лингвистической выходкой украинского президента. Под явно срежиссированное, но не очень дружное скандирование одного короткого женского имени сторонниками Блока Юлии Тимошенко на сцену была на руках вынесена (подразумевалось, видимо, что триумфально) сама лидер блока. Естественно, вся в белом и, разумеется, с косой.

Двусмысленные родственники Майдана

Как известно, у победы множество отцов, а поражение – горькая сирота. Пока (какое-то время) Майдан выглядел как безусловный триумф, многие политические силы, конечно,за исключением самых отъявленных, против кого он собственно и затевался, всячески демонстрировали свою причастность к этому торжеству справедливости и демократии. Поэтому в первую годовщину на сцене главной киевской площади отметились все сколько-нибудь причастные. Хотя энтузиазм уже был не тот. Как на сцене, так и в зрительской массе.

В преддверии же вторых «роковын» Майдана настроение у бывших триумфаторов было еще более тягостным. Виктор Ющенко, ради которого вся эта заваруха и затевалась, на этот раз заранее предупредил, что на Майдан не пойдет, а отметит национальный праздник в узком кругу своих соратников. Юлия Тимошенко накануне торжества отметилась статьей с красноречивым названием «Мать вашу!» в украинском еженедельнике «Зеркало недели» и укатила в Брюссель, чтобы принять участие во внеочередном заседании Делегации ЕС в Комитете межпарламентского сотрудничества между Украиной и Евросоюзом.  

No comments

Накануне праздника Ющенко дал интервью трем телеканалам Украины. «То, чего достигла оранжевая революция, чего достигла сегодня Украина – это колоссальные национальные достижения, которые – как все большое – можно оценить только с годами», – сказал президент в интервью накануне Дня свободы. «Это … состоялось благодаря поступку миллионов людей. Поступку, который привел в изумление весь мир… Это и консолидация, которая не часто бывает в истории государств, в истории наций», - цитирует слова президента его пресс-служба.

Мизансцена

С самого утра 22 ноября на Майдане Незалэжности дежурили журналисты разных изданий в надежде таки появления достойного информационного повода. Понятно, что день рабочий, но год назад, как ни крути, на Майдан все же вышло, как сообщалось, несколько десятков тысяч человек.

На этот раз к полудню на Майдане Независимости собралось около двухсот сторонников «оранжевых» сил. Среди них – представители «Нашей Украины», БЮТ, УНП, а также представители УНА-УНСО. Возле Монумента Независимости разбиты несколько палаток УНП. Там же находятся палатки участников оранжевой революции 2004 года. На одной из них висел лучащийся оптимизмом плакат: «Оранжевый Майдан был предупреждением. Революция – впереди!».

«Украинская правда» в два часа дня насчитала на Майдане  около 400 человек, преимущественно людей пожилого возраста. По оценкам издания, сторонники «Нашей Украины» и Украинской народной партии установили на площади несколько десятков информационных палаток. Собравшиеся на Майдане держали флаги «Нашей Украины», УНА-УНСО, украинские государственные флаги, перевязанные оранжевыми ленточками. Звучала музыка украинских исполнителей, в том числе своеобразный гимн «оранжевой» революции – песня «Разом нас багато». Периодически собравшиеся скандировали «Ющенко! Ющенко!».

Душераздирающее зрелище, как говаривал ослик Иа. С какой стороны ни посмотри…

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы