Закарпатская брешь в оранжевом тылу

Политический кризис на Украине отчётливо приобрёл черты географического противостояния, когда за каждым из политиков стоят определённые регионы. Следствием этого стал рост центробежных тенденций. Население Закарпатья требует признать себя отдельной от украинцев русинской нацией. Таким образом, на самом западе страны возник сильный лагерь противников украинизации, за которую выступает Ющенко.

И в годы советской власти, и после обретения независимости руководство Украины категорически отрицало существование русинской нации, считая их всего лишь этнографической группой в составе украинцев. Но ещё летом 1945 года при вхождении в состав СССР жители Закарпатья высказались за присоединение к УССР в качестве Закарпатской АССР. Однако власти в Киеве не услышали голос населения и образовали на бывшей части венгерской и чехословацкой территории Закарпатскую область.

Читайте: Русины: народ, о котором молчат .

С 1945 по 1991 год вопрос об автономии Закарпатья больше не поднимался, но как только в Киеве взяли курс на независимость, проблема опять встала ребром. Когда по всей Украине 1 декабря 1991 года проходил референдум о независимости, 78% населения Закарпатской области высказалось за предоставление ей автономии и за признание русин отдельной нацией. Но в Киеве опять проигнорировали волю народа, а после «оранжевой революции» националистическая часть окружения Виктора Ющенко усилила нажим на деятелей русинского национального движения.

Однако эффект от давления из Киева и Львова оказался обратным. 7 марта 2007 года депутаты Закарпатского областного совета проголосовали за признание русин отдельной нацией. Примечательно, что за это решение выступили не только представители Партии регионов и Соцпартии, но и многие депутаты от «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко и примкнувших к ним депутатов от венгерского меньшинства. Против были только националисты из «Народного Руха», УНП и партии «Собор».

«Этнический вопрос русинства вынесли на политический уровень и хотят воспользоваться референдумом, чтобы создать национальную автономию, за чем последует отделение»,- прокомментировал это решение мэр областного центра Ужгорода Сергей Ратушняк. «Могут быть только коренные жители Закарпатья, которые по тем или иным причинам выехали в Словакию, и их там признали, в Хорватии их признали, в Венгрии их признали, и еще есть много европейских стран, где их признали», - парировал замглавы Закарпатской области Иван Балога – кстати, родной брат главы Секретариата президента Виктора Балоги.

Начало формирования русинской нации относиться ещё к XI веку, когда крайне западную часть Киевской Руси завоевала Венгрия. Вплоть до 1918 года история Закарпатья была неразрывно связана с венгерской, и вместе со страной мадьяр оно стало частью Австрийской империи. За многие века венгерского владычества многие жители Закарпатья стали говорить по-венгерски, некоторые перешли из православия в католичество. В XIX веке многие оставшиеся русины стали считать себя частью соседнего словацкого народа, а ещё некоторая часть – румынами.

Среди тех, кто остался православным или перешёл в лоно Греко-католической церкви, закрепилось самоназвание «русины». Таким образом, они подчёркивали свою историческую связь с Русью и противопоставляли себя венгерскому, румынскому и западнославянскому (словацкому) населению. Помня о своих корнях, руководители местного национального движения искали связей с украинцами, прежде всего, в соседней Галиции.

С учётом близости языка к украинскому и общей принадлежности к Православной или Греко-католической церкви русины на Украине всё чаще стали восприниматься как часть украинского народа. Но многие указывали на общность с русским народом и Россией, считали себя потомками жителей Киевской Руси, противопоставляли себя жителям Галиции и не желали становиться частью украинской нации. Отсюда и название русины – потомки жителей Древней Руси.

После распада Австро-Венгрии в 1918 году территория современного Закарпатья вошла в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь, где формально получила автономию. Однако пражские власти перед лицом немецкой и венгерской угрозы игнорировали требование реальной автономии, а словацкие политики настаивали на присоединении Закарпатья к Словакии. В 1938 году, воспользовавшись «Мюнхенским сговором» по расчленению Чехословакии, задуманном Гитлером, русины объявили независимость. Однако уже в марте 1939 года Закарпатье оккупировала союзная нацистам Венгрия.

В 1945 году вновь встали вопрос о том, частью какой страныдолжно быть Закарпатье. И на референдуме её население высказалось за присоединение к Украинской ССР на правах автономии. Но многие русины, опасаясь как украинизации, так и возможности стать «классово чуждым элементом», эмигрировали за океан или в Западную Европу. Под давлением руководства СССР и УССР русин в Чехословакии, Венгрии и Румынии начали записывать украинцами, но в 1990-е гг. они снова обрели «звание» отдельного народа.

Последним аргументом украинских националистов долгое время оставался язык. Они, ссылаясь на отсутствие русинского литературного языка, называли его всего лишь диалектом украинского. Русины же со своей стороны всегда считали, что их язык является четвёртым языком в восточнославянской группе, и недавно совместными усилиями украинских, словацких, канадских и американских русинских языковедов был кодифицирован русинский язык и составлен его словарь. Оказалось, что он в большей степени, нежели русский, украинский и белорусский, близок к церковнославянскому.

Решимости русин и дальше бороться за признание себя нацией на Украине придаёт тот факт, что в странах Европы и Северной Америки их считают отдельным народом. Согласно переписям населения, по нескольку десятков тысяч русин проживают в Венгрии, Чехии, Австрии, Румынии, Сербии, Хорватии, Канаде, США и ряде других стран. В них русины часто именуют себя «карпатороссами», изучают свой недавно кодифицированный язык и имеют карпаторосские, церковные приходы – и православные, и греко-католические. В общей сложности, более миллиона русин проживает за пределами Украины и (по неофициальным данным) ещё 800 тысяч – на Украине.

Самая большая русинская диаспора проживает в Словакии. Любопытно, что многие словацкие русины перешли на словацкий язык, но продолжают считать себя русинами и ходить в православные или греко-католические церкви. Те же, кто продолжают говорить по-русински, жалуются на словакизацию и ссылаются на то, что никакой территориальной автономии у словацких русин нет. Но в то же время они отмечали, что им живётся намного лучше, чем на Украине. Так, в Словакии русины имеют возможность учиться на своём языке, издавать книги, газеты и журналы, а в крупнейшем городе северо-восточной Словакии Прешове даже существует Русинский университет.

Отличия Закарпатья от соседних областей Украины отчётливо выявились в ходе «оранжевой революции» и выборов в Верховную Раду. В отличие от Львовской и Ивано-Франковской областей, в 2004 году Ющенко получил в Закарпатье 55%, а не 90%, как в Галиции. Да и на выборах в Верховную Раду в прошлом году все «оранжевые» вместе набрали только 50% при 80-85% в соседней Галиции. Большинство жителей Закарпатья увидели в победе Ющенко возможность сблизиться с родственниками в Европе, но в то же время многие опасались усиления национального давления и отдали предпочтение Виктору Януковичу.

В современном Закарпатье проживает примерно 1,25 миллионов человек. Их них русины составляют 60-65% населения, более 10 процентов – венгры, ещё по нескольку процентов – румыны и словаки. Что касается религиозного состава населения, то примерно по 500 тысяч человек являются православными и греко-католиками, оставшиеся – католиками и протестантами (венгры и словаки). Уникальность и отличие данного региона от всех прочих на Украине очевидна.

В настоящее время многие деятели русинского национального движения поговаривают об использовании косовского прецедента для отделения от Украины, создания своего государства или вхождения на правах автономии в состав Словакии. Пока что большинство населения Закарпатья готово ограничиться автономией и признанием национальных прав русинского народа. Это желание они выражают, отдавая голоса за политических противников «оранжевых».

Но народ Закарпатья усиленно толкают в ряды радикальных русинских сепаратистов сами же украинские власти, благожелательно смотрящие на приезд из Львова националистов из УНА-УНСО, открыто оскорбляющих местное население и даже вступающих с ним в драки. Тем самым руководство Украины своими руками провоцирует противостояние и создаёт в Закарпатье горячую точку, эхо которой может аукнуться и в других регионах страны, где население также не является национально однородным.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *