Вступление в НАТО убьёт украинскую "оборонку"

Вступление Украины в НАТО повлечет катастрофические последствия для украинского военно-промышленного комплекса, продукция которого имеет хоть какой-то сбыт на российском рынке, но не найдет своего места на рынке стран НАТО. Переход ВПК Украины на стандарты НАТО будет означать его полное уничтожение.

Для такого перехода требуются инвестиции в десятки миллиардов долларов. А заинтересовано ли НАТО вообще в существовании оборонной промышленности своего потенциального партнера? У НАТО есть свой развитый ВПК. И конкуренты Альянсу у себя и на мировых рынках оружия не нужны.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) СССР создавался десятилетиями и отличался очень узкой специализацией и очень широкой кооперацией. Для примера: один тип микросхемы изготавливался в Риге, второй — в Вильнюсе, а третий — в Таллине, и все предприятия СССР получали указанные изделия только у этих поставщиков.

Читайте: Украина раскалывает НАТО .

Каждый специалист с техническим образованием знает, что только при крупносерийном или массовом производстве можно обеспечить их низкую себестоимость. Создание новых видов вооружений и военной техники начиналось с составления графика работ: от согласования технического задания до принятия их на вооружение. Он утверждался решением партии и правительства, и за 5—6 лет появлялись новые комплексы.

Попытка создать украинский самостоятельный и «независимый» ВПК не увенчалась успехом, и теперь Минпромполитики думает о том, как решать вопросы оборонки. А получается – никак. На территории независимой Украины оказалась значительная часть предприятий ВПК СССР. По некоторым данным, их было около 3500. С развитием идей «незалежности» кооперативные связи начали трещать по швам.

С целью обеспечения национальной безопасности России президент Борис Ельцин издал в 1992 году указ, по которому все новые виды вооружений и военной техники должны были разрабатываться и изготавливаться исключительно в России. За годы независимости Украины численность научных работников в НИИ и КБ сократилась в несколько раз.

Читайте: Почему украинцам не хочется в НАТО?

Восполнить потери высококлассных конструкторов-разработчиков, технологов и мастеров-умельцев очень трудно. Если сегодня остановить, скажем, танковое производство на заводе им. Малышева в Харькове, а через 5 лет, спохватившись, запросить от «оборонки» новый танк, то для его создания потребуется не меньше 10—15 лет. Если сейчас украинские приборостроители потеряют оригинальные высокие технологии, то восстановить их будет практически невозможно.

Для защиты государства от вероятного противника необходимо создавать армию XXI столетия. Это предполагает оснащение соответствующей техникой, оружием и обучением военных. Стрелковое оружие, самого массового на поле боя. Автомат Калашникова (АК) — единственный автомат украинской армии. Его производят в Китае и в других странах. На Украине его не изготавливали, потому что не было такой необходимости.

Единственный образец автомата, разработанный на Украине, — «Вепрь» калибра 5,45миллиметра, который по своим боевым характеристикам очень напоминает российский АК74. Будут ли на вооружении офицеров украинской армии пистолеты Макарова – тоже большой вопрос. Запасы не бесконечны, а производить их в стране негде. У «незалежной» нет своих гранатометов — ни для армии, ни для милиции. Минометов в Украине тоже не изготавливают.

Ситуация с тяжелой техникой и артиллерией весьма плачевна. Танки, производимые на харьковских заводах, оснащались российскими пушками. Когда Украина выиграла у России тендер на поставку Пакистану 350 танков, последняя отказалась поставлять их, а также другие приборы. С большим трудом на одном из киевских заводов освоили производство пушек.

Находящаяся на вооружении украинской армии фронтовая авиация — истребители, штурмовики, перехватчики и вертолеты — досталась в наследство от СССР. Украинские приборостроительные заводы изготавливали только оптические прицелы и другие приборы для всех типов истребителей Микояна, Сухого, вертолетов Миля и Камова. Двигатели для вертолетов проектировали в КБ «Мотор-Сич» и производили на заводе «Прогресс» в Запорожье.

Теперь россияне планируют обходиться собственными силами.Авиаремонтные заводы Украины могут ремонтировать военную авиацию только при условии получения запчастей из России, а изготавливать истребители и вертолеты украинские предприятия не могут в принципе. А Украина не сможет самостоятельно выпускать военно-транспортный самолет Ан-70 потому, что около 70% его комплектующих изготовляются на российских предприятиях.

В 1997 году в России был принят на вооружение ракетный комплекс «Тополь-М», разработанный Московским институтом теплотехники (МИТ). При этом ЦКБ «Арсенал» (Киев), который раньше делал это и для «митовских», и для всех остальных ракет, был исключен из технологической цепочки и кооперации.

Такая же картина и по подводному флоту. Раньше все атомные подводные лодки с баллистическими ракетами были оснащены системами согласования базовых элементов навигационного и ракетного комплексов, разработанными в ЦКБ «Арсенал» и изготовленными на заводе «Арсенал». Этот завод исключили и из производства ракетных комплексов «Искандер».

На долю украинских предприятий осталось только техническое обслуживание состоящих на вооружении армии РФ ракетных комплексов, созданных в Украине, и тех из них, где украинские КБ и заводы были соисполнителями, а также работы по продлению их гарантийных сроков.

Недогруженность производственных мощностей свидетельствует о том, что ВПК Украины исчерпал себя, не предоставляя возможности формировать заделы на будущее. В реальной жизни силу набирают негативные тенденции: украинские оборонные предприятия постепенно "выпадают" из производственной кооперации, сформированной еще во времена СССР, и практически не принимают участия в новых проектах с западными оборонными компаниями.

Одним из чрезвычайно характерных признаков, которого являются постоянные поражения Украины как на международных конкурсах на проектирование высокотехнологичных систем оружия. Только за последнее время Киев проиграл тендеры на поставку основных боевых танков для сухопутных сил Турции, Греции и Малайзии, тендеры на поставку легкого тактического военно-транспортного самолета для ВВС Греции, Польши и Бразилии, а также морских патрульных самолетов для ВМС Колумбии и тендер на разработку и производство единого легкого боевого корабля класса "корвет" для ВМС Турции.

Безуспешными были также попытки предложить тяжелый оперативно-тактический военно-транспортный самолет Ан-7Х (Ан-70) в качестве альтернативы А400М для ВВС стран - членов Евросоюза. Особняком в этом списке стоит тендер на поставку малых десантных кораблей для ВМС Греции. Контракт был заключен, но впоследствии Афины частично аннулировали его.

Возможность производить оружие во все века ставила страну выше своих соседей и являлось предметом зависти. Правда, была одна особенность. Если пушек становилось больше, чем масла, то государство погибало. Украина, кажется, выбирает свой путь. У неё есть желание отказаться от своего оружия и за народное масло и сало покупать чужие пушки.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить