Стоит ли Украине жалеть, что она ещё не в НАТО?

Президент Виктор Ющенко подтвердил курс Украины на максимальное сближение с Европейским Союзом и НАТО.

«Мы построили государство, имеющее государственные институты, которые отвечают европейским образцам, и подтвердили европейский и евроатлантический курс нации… Мы должны работать на присоединение к ВТО, интеграцию в Европейский Союз и НАТО», - заявил Ющенко во вторник. Его слова цитирует « Финмаркет ».

Для президента этот вопрос, похоже, уже решен. Еще в марте этого года президент он подписал указ о создании межведомственной комиссии по подготовке к вступлению страны в Североатлантический альянс.

Таким образом, референдум, с неизбежностью которого пришлось согласиться, должен будет, по убеждению Ющенко, подтвердить позицию президента, МИДа и министерства обороны страны. Для получения нужного Киеву результата на референдуме будет сделано все возможное и невозможное. Но вернемся к аргументам, которые дает нам сама жизнь…

Временные трудности у старших товарищей

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер призвал страны Альянса выполнить свои обещания по выделению воинских контингентов для Афганистана. В интервью Би-би-си он сказал, что сопротивление со стороны талибов оказалось сильнее, чем ожидалось, и поэтому правительства стран НАТО должны серьезно задуматься о том, что они могут сделать в этой ситуации. 

Военный командующий НАТО генерал Джеймс Джонс признал, что военному контингенту НАТО пришлось столкнуться с упорным сопротивлением на юге Афганистана. Военные командиры на местах требуют подкрепления в виде нескольких сот военнослужащих, а также авиационной поддержки. В конце недели было решено собрать в Варшаве военное руководство всех 26 стран-членов НАТО и подумать, как быть.

Новая работа для НАТО

Есть смысл сказать несколько слов о том, каким образом НАТО оказалась в Афганистане, или – каламбур – как Альянс не сюда, а здесь «попал». Поначалу НАТО осталась в стороне от военной кампании Соединенных Штатов в Афганистане, которую США предприняли после терактов 11 сентября, хотя это был случай задействовать пятый пункт Вашингтонского (Североатлантического) договора. Вероятно, осенью 2001 года Вашингтон решил, что в войне с международным терроризмом вполне «обойдется без сопливых». Не только решил, но и недвусмысленно дал понять.

8 октября 2001 года официальный представитель по печати НАТО Ив Бродер заявил, что Соединенные Штаты не проинформировали штаб-квартиру НАТО о начале своей операции в Афганистане. Он также подтвердил, что НАТО не участвует в силовых акциях США в Афганистане и ее штаб-квартира не намерена сейчас выступать с какими-либо заявлениями по этому поводу.

Большинство экспертов были скептически настроены в отношении шансов на успех военной кампании в Афганистане, но мир здесь ждала сенсация. Например, заместитель директора Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин 17 сентября 2001 года высказывал убеждение, что США и примкнувшим к ним британцам будет крайне сложно добиться своей цели с помощью обычного оружия. Как показывает опыт Великобритании и Советского Союза, говорил Тренин, над Афганистаном невозможно установить контроль со стороны другого государства. Однако уже 20 декабря того же года замдиректора Московского Центра Карнеги был вынужден признать, что США «на удивление всему миру быстро и успешно проведя операцию по деталибанизации Афганистана», теперь меньше нуждаются в союзниках и партнерах, включая Россию.

Отдельные злые языки не унимались и продолжали намекать, что не все так красиво, как рисуется американскими СМИ, но их инсинуаций уже никто не принимал во внимание.

Растерявшееся НАТО оказалась не у дел, и Вашингтон великодушно решил поспособствовать Альянсу в трудоустройстве. 15 августа 2003 года газета «Вашингтон пост» в редакционной статье сообщила, что НАТО приняла на себя командование созданными под эгидой ООН международными силами безопасности в Афганистане. С момента распада Советского Союза, писала газета, НАТО не может найти оправдания своего существования. В последние месяцы этот альянс осознает необходимость борьбы с вновь возникающими угрозами для его членов.

Уже в октябре 2003-го НАТО решилось расширить зону ответственности миротворческого контингента в Афганистане и впервые провести операции за пределами Кабула. В начале лета 2005 года НАТО объявила о расширении на Запад Афганистана зоны ответственности Альянса. В октябре прошлого года Вашингтон обратился с просьбой к НАТО разработать к февралю план по взятию под свой контроль всех операций в Афганистане. Тогда, осенью прошлого года ответственность за миротворческую миссию в стране, была поделена между американскими войсками (около 18 тыс. военнослужащих) и военным контингентом НАТО (около 9 тыс.).

Неуемный энтузиазм Тарасюка

28 апреля сего года глава МИД Украины Борис Тарасюк на пресс-конференции в Софии, где проходила неформальная встреча глав МИД Североатлантического альянса, заявил, что Украина намерена присоединиться к операции НАТО в Афганистане. Не будем погружаться в глубины психоанализа и пытаться понять мотивы этого поступка украинского дипломата. Отметим только, что очень скоро Тарасюку пришлось объяснять, что его неправильно поняли. Он, мол, имел в виду невоенное содействие Альянсу со стороны Украины. Однако стоит вспомнить по этому поводу, что когда решался вопрос об отправке в Ирак украинского контингента, речь тоже шла о батальоне радиохимической защиты, который будет дислоцироваться предположительно в Кувейте. Впрочем, довольно скоро оказалось, что в Ираке присутствует боевое подразделение, насчитывающее около 1600 военнослужащих, которому коалиционными силами поручен свою зону ответственности.  

От «Несокрушимой свободы» до «Британского Вьетнама»

Теперь становится очевидно, что были правы эксперты, сомневавшиеся в успехе операции в Афганистане. Некоторые из них еще три года назад подозревали, что американцы подставляют европейцев, вовлекая их в «миротворческую миссию», а некоторые, особо циничные, вообще называли контингент НАТО «британо-канадо-голландским мясом».

Представитель министерства обороны Великобритании Том Уотсон, обращаясь недавно к парламентариям, сказал, что об опасностях афганской миссии было известно с самого ее начала. Однако газета «Индепендент» с этим категорически не согласна. Когда Джон Рид, бывший в то время министром обороны, объявил об отправке войск в Афганистан, он выразил надежду, что ни одному солдату из более чем трехтысячного контингента не придется выстрелить по противнику. Британские командиры ожидали, что кроме как попугать "остатки" талибов, им не придется делать ничего. Вместо этого, продолжает газета, британский контингент вступает в контакт с противником в среднем раз в три дня, при этом тактика талибов становится все более изощренной и организованной.

Командующий британскими силами в Афганистане бригадный генерал Эд Батлер заявил на днях, что бои в Афганистане носят намного более интенсивный характер, чем в Ираке. По его словам, иногда британские войска подвергаются нападениям по 10 раз в день, часто им приходится вести рукопашные бои. Есть надежда, что с наступлением зимы контингент НАТО получит некоторую передышку.

В субботу, выступая в Варшаве перед министрами обороны стран НАТО, председатель Комитета военного планирования генерал Рэй Хинот сказал, что афганский контингент укомплектован лишь на 85 процентов, причем число потерь растет.

Военные говорят, что им нужны на юге Афганистана еще две с половиной тысячи солдат. Как сообщает Би-би-си, представители Турции, Германии и Италии уже дали понять, что их правительства не хотели бы переводить своих солдат в опасные районы на юге Афганистана из более спокойных областей, где они занимаются строительными и восстановительными работами.

В целом, как отмечает корреспондент Би-би-си, ситуация, в которой оказался Альянс, представляется чрезвычайно сложной. Ход мыслей генсека НАТО по этому поводу следующий: «Те наши союзники, которые, возможно, делают меньше других, должны задать себе вопрос: "А, может быть, нам стоит делать больше?" Вне всякого сомнения, у нас есть союзники, которые могли бы делать больше».

Несомненно, Яап де Хооп Схеффер обращается с этими словами к руководству стран, входящих в НАТО, но, зная Тарасюка, можно предположить, что и сейчас он воспринимает этот спич генсека Альянса, как обращенный к Украине в целом и лично к нему в частности.

Алексей Ковалев

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить