«Гражданство просто так на улице не раздают»

Положение русскоязычного населения в Эстонии не является проблемным вопросом. С таким удивительным заявлением выступила посол Эстонии в России Марина Кальюранд. По ее словам, многие люди пока просто не определились с выбором гражданства. Посол посетовала, что памятник Воину-освободителю в Таллине притягивает маргиналов и уклонилась от ответа на вопрос «Правды.Ру», когда Эстония присоединится к договору об ограничении обычных вооружений в Европе.

В последнее время российско-эстонские отношения постоянно напоминают о себе появлением всё новых проблем. Паспорта «неграждан» среди русскоязычного населения, возможный снос всех памятников советским воинам, отсутствие договора о границе – вот неполный список накопившихся вопросов к Таллину. Точку зрения официальных властей этой прибалтийской страны попыталась донести до российской общественности посол Эстонии в России Марина Кальюранд.

Помимо вышеозначенных проблем, ещё одним камнем преткновения является вопрос, вытекающий из членства Эстонии в НАТО. Дело в том, что перед вступлением в Североатлантический альянс Эстония, Латвия и Литва не присоединились к договору об ограничении обычных вооружений в Европе. Это фактически означает, что НАТО при определённых обстоятельствах может превратить страны Прибалтики в огромный склад вооружений на западных границах России.

Читайте: " Эстонская политика напоминает ку-клукс-клан" .

Отвечая на вопрос «Правды.Ру» о возможности присоединения Эстонии к этому договору, Кальюранд ответила, что России опасаться нечего, но от ответа на вопрос о том, когда это произойдёт, она уклонилась. «Мы не можем присоединиться к договору, подписанному до 1991 года, потому что время уже прошло. Но к дополнительному протоколу мы присоединиться готовы», - сказала госпожа посол.

Но всё же самое большое количество времени на пресс-конференции в «Московском комсомольце» было посвящено двум скандальным законопроектам «О защите воинских сооружений» и «О сносе непригодных воинских сооружений», принятым парламентом Эстонии в первом чтении. По словам посла, любое решение парламента не может быть маргинальным. «Законы в парламенте - это волеизъявление общества, волеизъявление граждан. Все знают, какое бы решение не было принято, оно будет соответствовать и международному праву и нормам этики», - сказала Кальюранд.

Посол заострила внимание на том, что с начала года возле памятника советскому Воину-освободителю в центре Таллина, против которого, по мнению русскоязычных жителей Эстонии, и направлены законопроекты, стали собираться маргиналы с обеих сторон. Маргиналами она назвала людей, которые собираются у памятника с флагами СССР, а также эстонских националистов, регулярно пытающихся осквернить монумент. Этим, по словам Кальюранд, и объяснялась необходимость огораживания «Бронзового солдата» полицейским кордоном.

В то же время посол обратила внимание на то, что на территории Эстонии расположены десятки памятников павшим на её территории советским воинам, и их сносить не будут. «Такой ситуации, что в Эстонии снесут все памятники советским воинам, погибшим в борьбе против фашизма, не будет», - заверила Кальюранд. Впрочем, у премьер-министра Андруса Ансипа, неоднократно призывавшего убрать из центра Таллина «символ советской оккупации», похоже, иное мнение, которое явно преобладает в эстонских правящих кругах.

Читайте: Эстония дичает на глазах .

Что касается вопросов с положением русскоязычного населения, то Кальюранд сделала удивительное заявление. «Вопроса здесь нет!», - подчеркнула она. «Сейчас в Эстонии порядка 120 тыс. человек не имеют гражданства, что составляет менее 9% от всего населения страны. Это те лица, которые пока не определились, гражданами какой страны они хотят стать», - сказала посол. Она отметила, что более 60% «неграждан» собираются стать гражданами Эстонии, однако на вопрос о том, когда эта противоречащая основным документам ЕС норма будет отменена, не ответила. «Гражданство просто так на улице не раздают», - заключила посол.

Рассказала госпожа посол и о школьной реформе с переводом русскоязычных детей на эстонский язык обучения. «В настоящее время в Эстонии функционируют 63 русскоязычные гимназии, и со следующего учебного года один предмет в них будет обязательно вестись на эстонском языке. Конечная цель - чтобы 60% предметов велись на эстонском языке, а 40% - на русском», - заявила Кальюранд. В общем, Эстония решила провести ту же реформу, которая вызвала бурю негодования среди русских жителей соседней Латвии . Это означает, что 60% предметов русскоязычных школьников Эстонии (а ранее – Латвии) заставят изучать на чужом языке.

Читайте: " Тартуский синдром ".

Дипломат затронула и вопрос о заключении договора о границе. По её словам, у Эстонии «никаких территориальных претензий к России нет и быть не может, и мы очень надеемся, что Россия вернется к процессу ратификации этих договоров». Однако она не упомянула о решении парламента увязать договор о границе со ссылкой на договор 1920 года, по которому частью Эстонии объявлялся ряд районов Ленинградской и Псковской областей. Собственно, поэтому Россия и приостановила ратификацию документа, логично увидев в нём территориальные претензии.

Из этого вопроса вытекает и другая тема, в последнее время отошедшая в тень. Дело в том, что Эстония проводит политику предоставления своего гражданства жителям Печорского района Псковской области (населённого русскими и православными эстонцами сету – ред.), который до 1940 года входил в состав Эстонии. В ответ на соответствующий упрёк Кальюранд подчеркнула, что гражданство, оказывается, предоставляется не только по факту рождения человека на территории Эстонии, но и по факту того, что на эстонской территории родились его предки. В то же время люди, которые десятилетиями живут в Таллине, Нарве, Тарту и т.п., продолжают оставаться «неграми» («негражданами» на жаргоне прибалтийских русских – ред.).

Единственное, в чём руководство Эстонии обвинить действительно сложно, так это в том, что между ней и Россией существует довольно тяжёлый визовый режим. Посол справедливо заметила, что вопрос о визах не является предметом двусторонних отношений, а зависит от позиции Евросоюза. В то же время она заверила присутствующих, что получить эстонскую визу несложно, что и делают ежегодно около 100 тысяч россиян.

В заключении Кальюранд посетовала на то, что у России и Эстонии порой диаметрально противоположные оценки прошлого, что, в первую очередь, мешает развитию двусторонних отношений. Она заявила, что прошлое надо преодолевать, а российские СМИ слишком нагнетают обстановку и во многом мешают делу развития двустороннего сотрудничества. По её словам, «у Эстонии нет никаких комплексов относительно того, что Россия поставит её на колени».

Впрочем, послу Эстонии в России позавидовать нельзя. Она вынуждена растолковывать созданные за последние 15 лет настоящие шедевры законотворчества и заявления ведущих политиков своей страны, которые противоречат и международному праву, и здравому смыслу. Не говоря уже о том, что это вредит как двусторонним отношениям с Россией, так и стабильности собственно Эстонии. Но это уже вопрос к НАТО и ЕС – как и для чего страна, нарушающая права нацменьшинств, пытающаяся пересмотреть итоги Второй мировой войны и не имеющая общепризнанных границ, вошла в эти авторитетные международные организации.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы