Зачем эстонская "фемида" воюет с Героем Советского Союза?

Госдума приняла заявление по поводу происходящего в Эстонии судилища над 88-м летним единственным эстонцем – Героем Советского Союза Арнольдом Мери. Процесс представляет собой новое звено цепи по очернению всего, что связано с СССР. Неужели можно себе представить, что, имея «славную» историю массового террора, развязанного эстонскими эсэсовцами, потакающее нацизму руководство Эстонии станет объективно разбираться в деле ветерана войны?

Госдума 23 мая практически единогласно приняла заявление по поводу происходящего в Эстонии судилища над 88-м летним единственным эстонцем – Героем Советского Союза Арнольдом Мери. По словам спикера нижней палаты парламента Бориса Грызлова, Россия не может безучастно смотреть на происходящий политический процесс, и реакция должна быть максимально жесткой.

Как говорил герой одного романа: «Если у власти серые, то им на смену обязательно придут коричневые». В Эстонии эту роль исполняют одни и те же. Руководство страны перешло ту грань, где за национализмом и собственной исключительностью маячит нацизм. Действия эстонского правосудия очень похожи на усилия гитлеровского суда, дискредитировать иную социальную систему в лице видных деятелей коммунистического движения вроде Георгия Димитрова или Эрнста Тельмана.

На эстонском острове Хийумаа начались слушания дела по обвинению 88-летнего Арнольда Мери в геноциде своего народа в советские годы. В случае обвинительного заключения единственному оставшемуся в живых эстонцу Герою Советского Союза грозит пожизненное заключение. Расследованием дела Арнольда Мери 14 лет занималась полиция безопасности Эстонии. Согласно обвинению, в марте 1949 года он, будучи первым секретарем ЦК ЛКСМ Эстонии, принимал участие в подготовке массовых депортаций в Эстонии, а также непосредственно руководил и контролировал проведение депортации на острове Хийумаа.

Как утверждает прокуратура, в марте 1949 года на острове был задержан 251 человек. На следующий день все эти лица были доставлены в порт Палдиски, откуда их отправили в ссылку в Сибирь. Особое внимание привлек эпизод в островном порту Лехтма, откуда людей на судне "Сымери" отправили в Палдиски. Оказалось, что из-за низкого уровня воды "Сымери" не может зайти в порт, Мери лично организовал перевозку депортируемых людей на катере с причала Лехтма на судно, ожидающее на рейде. Сам он это подтверждает: людей собирались переправлять в шторм на шлюпках, которые могли перевернуться, и он потребовал, чтобы прислали катер.

По словам Мери, в круг его обязанностей не входила организация депортации —он должен был проверить списки подлежащих депортации эстонцев и контролировать законность действий органов госбезопасности и местных властей, а также следить за тем, чтобы высланы были именно те люди, которых внесли в списки. Мери вменяется также сокрытие информации о готовящейся депортации. Он парировал это обвинение нежеланием лишнего кровопролития в войне с системой, от которой, кстати, пострадал лично: в 1949 году его лишили звания Героя и исключили из КПСС. Опасаясь репрессий, обвиняемый увез семью на Алтай.

Мери признался, что сам еще в 1988 году обнародовал факты, которые и легли в основу обвинения. Люди, выступающие против судилища, указывают, что он только следил за соблюдением прав высылаемых, что недопустимо расценивать как соучастие. При этом в защиту Мери выступают не только его сослуживцы и представители русскоязычной общины, но и эстонские еврейские организации. Они, помимо прочего, указывают и на его слабое здоровье – ветеран болен раком и очень плохо слышит.

Однако на оправдательный приговор надеяться не приходится. Слишком дороги сердцу руководителей Эстонии воспоминания об СС и то, как в своё время представители маленького народа, рука об руку с германскими частями были вершителями судеб советских военнопленных, партийных работников, евреев, цыган, да и своих соплеменников, симпатизировавших Советам. В какие бы одежды не рядились сегодня эстонские власти, под их пиджаками коричневые рубашки. Правда демократическая Европа в этом частном случае страдает дальтонизмом и никак не хочет замечать нарождающегося нацизма.

Бывает нечто о чем говорят: «Смотри- вот это новое». Но это было в веках бывших прежде нас» Так говорил Эклизиаст. Это высказывание прекрасно подходит к недавней эстонской истории. С начала 30-х годов XX века в Эстонии стало быстро расти влияние фашистского движения вапсов, которое первоначально было основано как союз ветеранов Освободительной войны 1918 - 1920 гг. Они выступали за ликвидацию всех политических, экономических и культурных прав нацменьшинств и ориентировались на нацистскую Германию.

В октябре 1933 года предложенный вапсами проект новой авторитарной конституции Эстонии получил на референдуме 56 % голосов. Движение одержало победу и на муниципальных выборах в январе 1934 года. После создания на территории Эстонии на основе договора с СССР осенью 1939 года советских военных баз активисты вапсов создали нелегальный “Комитет спасения” для шпионажа за частями Красной Армии в пользу Германии.

Агрессия Германии против СССР способствовала активизации сторонников нацистов. На его основе при помощи абвера и СД стали образовываться “отряды самообороны” (“Омакайтсе”), которые нападали на небольшие группы красноармейцев, убивали партийных и советских активистов, охраняли военнопленных. К 1 ноября 1941 года ими было проведено 5033 облавы, арестовано 41135 человек, из которых казнены на месте “из-за оказанного сопротивления” 7357 человек.

Сразу же после немецкой оккупации территории ЭССР там начались массовые убийства гражданского населения, особенно русских и евреев. Около 3000 евреев были казнены “частями самообороны». После занятия вермахтом Тарту летом-осенью 1941 года в противотанковом рву под городом отрядами “Омакайтсе” было убито более 12 тысяч мирных жителей и советских военнопленных. После захвата нацистами Таллина эстонская политическая полиция к 19 декабря 1941 г. арестовала только в столице Эстонии и ее окрестностях 4365 человек. Потом людей расстреливали.

После решения “еврейского вопроса” в Эстонии эстонские полицейские части принимали участие в ликвидации евреев, привозимых в страну из стран Европы, в основном из Чехии. Например, 5 сентября 1942 г. в местечке Каасику прибыл эшелон с 1000 евреев из концлагеря «Терезин». Все они были расстреляны сотрудниками эстонской политической полиции. Через неделю такая же судьба постигла и евреев, доставленных из Берлина.

Что касается эстонских регулярных частей, воевавших на стороне Германии, то начало их формированию было положено 25 августа 1941 года. Тогда было разрешено принимать прибалтов на службу в вермахт и создавать из них особые команды и добровольческие батальоны для антипартизанской борьбы. Всего за время войны в Эстонии было сформировано 26 батальонов. Карательные функции выполнял и сформированный в октябре 1941 года спецбатальон «Остланд». На территории Эстонии было создано свыше 25 концлагерей. За время оккупации там уничтожено свыше 61 тыс. мирных жителей и 64 тыс. советских военнопленных.

Что касается создания эстонского национального подразделения СС, то инициатива его формирования принадлежит главе “эстонского самоуправления” Х.Мяэ, выступившему 26 августа 1942 года с призывом создать эстонский легион СС. В соответствии с уставом войск СС комплектование эстонского легиона СС производилось на добровольной основе, причем желающие служить в этом подразделении должны были по здоровью и идейным соображениям соответствовать требованиям войск СС.

Из прошедших подготовку в легионеров удалось сформировать три батальона, объединенных впоследствии в 1-й эстонский добровольческий гренадерский полк СС. Как свидетельствуют архивные документы немецкого командования того периода, 3-я эстонская добровольческая бригада СС вместе с другими подразделениями немецкой армии проводила карательные операции по ликвидации советских партизан на Псковщине и Витебщине.

В начале 1944 года было решено увеличить эстонский контингент войск СС. Новообразованная дивизия 24 января 1944 г. получила наименование 20-й эстонской добровольческой дивизии. Общая численность дивизии достигала 15 тысяч солдат и офицеров. В сентябре 1944 года 20-я дивизия СС принимала участие в боях с частями Красной Армии, в том числе с Эстонским стрелковым корпусом, в районе Раквере, где понесла тяжелые потери.

После выхода Эстонии из состава СССР эстонское руководство в целях оправдания коллаборационизма эстонских националистов с гитлеровской Германией выдвинуло тезис об ответственности “тоталитарных режимов” Германии и СССР за “вовлечение некоторого числа жителей Эстонии в преступления времен двух оккупаций”. В 2002 году парламент принял заявление, в котором была сделана попытка поставить в один ряд вхождение Эстонии в состав СССР с нацистской оккупацией.

Эстонское руководство активно поощряет пропагандистские акции “Союза борцов за свободу Эстонии”, “Клуба борцов эстонского восточного батальона”, объединяющих лиц, служивших в годы Второй мировой войны в составе частей СС. Наиболее явно это проявлялось в оказываемом властями Эстонии содействии бывшим эсэсовцам в проведении пропагандистских мероприятий. Таким образом, в Эстонии с середины 90-х годов XX века на официальном уровне проводится линия на героизацию нацистских преступников.

Неужели можно себе представить, что, имея такую «славную» историю, руководство Эстонии станет объективно разбираться в деле ветерана войны и Героя Советского Союза? Этими людьми руководит только одно чувство – слепая ненависть и попытка оправдать собственные непрофессиональные действия «призраками прошлого».

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить