Как Саакашвили одурачил Качиньского

Президент Грузии Михаил Саакашвили на весь мир одурачил своего польского друга Леха Качиньского. Приехавший вечером 23 ноября на торжества по случаю первого юбилея «розовой революции» президент Польши вместо праздничного стола оказался под обстрелом. Польский лидер сначала обвинил во всем Россию. Однако теперь, опозоренный нестыковками фактов и публикациями в собственных СМИ, Качиньский уже не столь категоричен.

Президент Грузии Михаил Саакашвили не даёт скучать, даже несмотря на разразившийся мировой финансовый кризис. Видимо, чтобы отвлечь мир от суровых будней борьбы со «Второй Великой депрессией», он решил продолжить свой сериал под названием «агрессивная Россия и бедная Грузия», представив на суд общественности очередную серию из грузинской «Санта-Барбары». Примечательна она тем, что на этот раз в ней представлен центральным персонажем польский президент Лех Качиньский.

Читайте: Тёмная история на грузинской границе: кто стрелял в Саакашвили и Качиньского?

По первоначальной польской версии, его там чуть не убили «российские оккупанты», когда они вместе с Михаилом Саакашвили мирно ехали в Южную Осетию. Данные об этом инциденте следовали одни противоречивее других, причем из уст самих же «пострадавших»: то их остановили югоосетинские пограничники, после чего началась стрельба, то обстрел неожиданно начали агрессивные российские солдаты.Разнятся данные и о пострадавших. По информации грузинских СМИ, получили повреждения две машины из президентских кортежей. В то же время, по польским данным, обошлось без потерь и «повреждений».

Что же на самом деле произошло в Грузии? Ничего, если не считать первый пятилетний юбилей со дня «розовой революции». Видимо, мировой финансовый кризис сделал своё дело, поскольку кроме лидера Польши не нашлось никого, кто бы в трудный час поддержал неудавшегося грузинского Бонапарта и приехал на устроенные им торжества. Не ответили взаимностью даже нынешний украинский «гетман» Виктор Ющенко и главы прибалтийских стран, с которыми Саакашвили только что вместе лил крокодиловы слёзы по поводу жертв Голодомора. Видимо, в скудных бюджетах этих стран столь разорительные для них поездки так часто не предусмотрены.

Как же Лех Качиньский оказался под пулями? По данным администрации польского президента, он и не думал ехать в Южную Осетию, но его смутил непредсказуемый Саакашвили, в чьём мозгу родилась безумная на первый взгляд идея проехаться в лагерь грузинских беженцев и там отпраздновать его восхождение к власти. По данным польского президента, эта идея «неожиданно» пришла его коллеге из Грузии «в самый последний момент», ещё в аэропорту, когда тот был настроен на гуляния в Тбилиси.

Вероятно, в силу известного на Западе знания географии Лех Качиньский и в кошмарном сне не подозревал, что ехать туда придется по территории Южной Осетии, и потому согласился. Таким образом он согласился на авантюрную поездку в Южную Осетию без оформления необходимых для этого въездных документов, которая, по сути, до сих пор находится в состоянии войны в Грузии, откуда он и выехал.

И вот, произошёл инцидент. При этом информация из уст польских чиновников разнится. По словам польского министра Михала Каминьского, он услышал «серии выстрелов из карабинов с российской стороны», но, как известно, у страха глаза велики и его начальнику пригрезилось, что поблизости, с каких-то 30 метров, по ним били из автоматов. Однако били, видимо так, чтобы не попасть, ибо, что из карабина, что из автомата промазать по человеку и тем более машине априори практически невозможно.

По польским данным, Качиньский пытался храбриться и успокоить нервного Саакашвили. Правда, они не сообщают, почему «храбрецам», кроме костюмов, пришлось менять неповрежденные машины. И вместо участия в торжествах польский президент тут же вылетел от греха подальше домой, то ли опасаясь непредсказуемого развития ситуации в условиях правления грузинского «Нерона», то ли поняв, как его одурачили, сделав «подсадной уткой». Без него грузинский президент не решился навестить пострадавших от его же действий людей и отбыл праздновать годовщину своего восхождения к власти в гордом одиночестве.

Сначала он винил во всем нет, не самого себя, а российскую сторону, добавив: «Оккупанты XXI века, которые не имеют ни законного, ни морального, ни какого-либо другого права находиться здесь и притеснять мирных жителей, расположились в самом сердце Грузии». Правда, кого он имел ввиду под «оккупантами», притесняющими мирных граждан, Качиньский не пояснил, создав почву для лишних толкований действий Тбилиси. Но откуда такая уверенность в «русском следе»? По словам Леха Качиньского, на такой вывод его надоумило то, что стрелявшие кричали по-русски, хотя русский язык знают и грузины.

Теперь же он заявляет, что не знает «авторов обстрела». По приезду в Варшаву Качиньский просил никого не винить в этом инциденте, очевидно, понимая, в какую историю он «влип». Польские журналисты задаются вопросом, почему в конфликтную зону автобус с прессой ехал впереди президентского кортежа, а не последним, как это принято. Иными словами, Саакашвили и его польский компаньон на «всякий случай» загородились их телами. Поэтому нет ничего удивительного, что сейчас Качиньский называет случившееся мелочью, чтобы лишний раз не обращать внимание на то,как из-за его грузинского приятеля под удар едва не попали польские журналисты. Это лишний раз говорит о том, как опасно дружить с Саакашвили. По меньшей мере, для своей репутации.

Разумеется, Москва и Тбилиси не устают обвинять друг друга. По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, с Саакашвили такие вещи случались и прежде. Он прямо обвинил грузинские власти в «провокации», цель которой – в очередной раз очернить Москву и Цхинвал. По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, «Когда президента приглашают на праздник в Тбилиси и везут в другое государство, разве это не провокация?

Так было и в августе 2007 года со сброшенной на Грузию то ли бомбой, то ли ракетой. О том же говорят события недельной давности со «сбитым российским беспилотным самолетом», при разминировании которого погибли несколько грузинских саперов. Представители российских спецслужб иронизируют по этому поводу: «Грузинская сторона неловко подготовилась к данной провокации. Саакашвили повторяется», напомнив о его бегах при посещении Гори «от несуществующей атаки с воздуха».

Читайте: Грузия в панике: российские танки устремились на Тбилиси .

В этой связи интересно проанализировать информацию, представленную председателем комитета госбезопасности Южной Осетии Борисом Аттоевым. По его данным, подчиненные ему пограничники не пропустили на свою территорию прибывшие нежданно-негаданно президентские кортежи. «В 17:40 колонна автомобилей попыталась нарушить границу Южной Осетии и въехать на территорию её Ленингорского района. (Грузинская сторона утверждает, что это произошло около 17:00). Пограничники объяснили сопровождающим двух президентов, что граница между Южной Осетией и Грузией закрыта, и колонна развернулась обратно в сторону Грузии». При этом ни о какой стрельбе в югоосетинской версии и речи не шло.

На суд читателя можно представить четыре варианта случившегося. Первое: Саакашвили сам устроил вооруженную провокацию, чтобы как минимум поддержать «уходящую» тему с Абхазией и Южной Осетией, а как максимум – втянуть в кавказское противостояние через Польшу НАТО. Второе: он специально решил проехать по юго-осетинской территории для подъёма своего упавшего авторитета, полагая, что противник не посмеет стрелять по польскому флагу, представляющему НАТО.

Третье: Саакашвили заранее договорился о «ролях» с Качиньским. Однако это менее всего вероятно, учитывая то, как менялись показания последнего во время инцидента и после него. Четвёртое: стремление реабилитироваться после неудачных спринтерских гонок в Гори. Качиньский же был взят для «подстраховки», чтобы не ему одному выглядеть посмешищем.

В любом случае, инцидент был спланирован заранее. Об этом говорит то, что на месте происшествия неожиданно оказались грузинские журналисты, которых в аэропорту ещё не было. Таким образом, режиссером новой «серии» оказался скорее всего, сам Саакашвили, в которой глава Польского государства играл незавидную роль ведомого. Самое смешное, что он клюнул на эту «удочку» и показал, что им может манипулировать на почве русофобии даже такая дискредитировавшая себя личность как нынешний грузинский президент.

Для чего это было ему нужно? В своём комментарии депутат Госдумы, член Комитета по безопасности Михаил Эверстов заметил: «Это еще одна попытка Михаила Саакашвили привлечь внимание к Грузии. Его режим переживает сложные времена: администрация Буша потеряла свой политический статус, а мир охвачен проблемой выхода из экономической рецессии. Ему очень нужно напомнить странам НАТО о том, что "Россия продолжает оккупировать грузинские территории".

Михаил Саакашвили заявляет, что Москва «нарушает достигнутые при посредничестве Европы договоренности о прекращении огня». Глава парламента Грузии Давид Бакрадзе пошел ещё дальше. По его словам, обстрел польского кортежа является «покушением» на главу страны из Евросоюза и члена НАТО. Он заявил: «это очередное подтверждение, с каким оккупационным режимом мы имеем дело. На территории Грузии находится грубая сила. Мы должны вместе с мировым сообществом сделать все, чтобы ее нахождение на территории Грузии прекратилось как можно скорее». Иными словами, это ни что иное, как призыв Брюсселю вмешаться в конфликт.

Какие это будет иметь последствия? Глава МИД России Сергей Лавров в этой связи прогнозирует, что Грузия попытается сделать этот инцидент главной темой «женевских консультаций», попытавшись превратить их в антироссийскую трибуну. Но в условиях мирового финансового кризиса Западу явно не до Грузии, тем более, её руководство уже показало себя во всей «красе» подавлением оппозиции, коррупцией, склонностью к конфликтам и неспособностью решить экономические проблемы.

В свою очередь, польская Gazeta Wyborcza уже подняла своего президента на смех. Она указала, что если бы российские войска обстреляли Качиньского, это бы означало объявление войны. Польша, а вслед за ней и союзники по НАТО должны были бы бомбить Калининград. А раз об этом речь не зашла, значит, инцидент выеденного яйца не стоит. Журналисты вменяют в вину Качиньскому, что негоже польскому президенту влипать в авантюры, которые устраивает "грузинский парень с горячей головой". От этого только страдает имидж Польши.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить