Парламентские выборы в Грузии: мир или новая революция

Говоря о грядущих в Грузии событиях, вспоминается выражение Алишера Файза: "Выбор сложен, если его нет". Этой маленькой и бедной стране благодаря немыслимым усилиям младореформаторов удается быть постоянно в центре внимания мирового сообщества. То митинг оппозиции разогнали, "осквернив" лоно молодой демократии традиционным диктатом, то модель заморскую на свой лад решили испробовать в процессе урегулирования конфликтов, то с соседней Россией поссорились практически до состояния войны. Ныне взоры журналистов, правозащитников и политиков прикованы к предстоящим 21 мая парламентским выборам.

И что удивляет, несмотря на казалось бы, регулярные потрясения, скандалы и разоблачения, в стране, по большому счету, мало что меняется. То есть сценарий предсказуем, как, впрочем, и любое грузинское застолье. Опросы общественного мнения говорят о грядущей победе "Национального движения" и представители оппозиции предрекают всенародное восстание в случае фальсификации итогов выборов, как "это было на президентских выборах 5 января", а международные наблюдатели заявляют, что будут пристально следить за ситуацией в Грузии, где демократические процессы пока только совершенствуются.

Так, Бюро по демократическим институтам и правам человека Европейской Организации по Безопасности и Сотрудничеству (ОБСЕ/БДИПЧ) дало следующую оценку поправкам, внесенным в Избирательный кодекс Грузии в период между президентскими выборами 5 января и парламентскими выборами 21 мая: "Избирательный Кодекс Грузии в целом способствует проведению демократических выборов, однако, имеет ряд недостатков, которые, в частности, дают возможность должностным лицам использовать административные ресурсы в ходе предвыборной кампании.

Также в кодексе остаются несоответствия, которые могут тормозить эффективное осуществление закона". При этом правящая партия "Единое национальное движение" заявляет, что намерена продолжать взятый курс на построение "развитого демократического государства, объединение Грузии, на повышение благосостояния народа" и даже выражает готовность на переговоры с оппозицией и уступки ей.

Оппозиция же обвиняет Михаила Саакашвили в полном "попрании демократических ценностей", в отсутствии в Грузии всех прав и свобод от верховенства закона до свободы слова, плачевном экономическом положению и намеренном обострении ситуации в зонах конфликта. Часть оппозиции не признает его легитимность после президентских выборов 5 января и обещает исправить ситуацию при условии, если Саакашвили и его команда уйдут в отставку, что возможно только в том случае, если парламентские выборы будут свободными и справедливыми. Часть же оппозиции выступает за парламентскую республику, чего президент Саакашвили не допустит изначально.

Сценарий знаком до боли. Он повторяется на всех последних выборах последние 15 лет и периодически провоцирует революционное противостояние. Так развивались события в Грузии и во время правления Шеварднадзе (поводом для его свержения стала фальсификация парламентских выборов).

Так почему результаты схватки за 150 парламентских мандатов, практически предопределены, спросите вы? Как не парадоксально, но ответ кроется не только в "дворцовых интригах" грузинского парламента и обусловлен не только безоговорочной поддержкой Штатов необузданной политики Саакашвили. Увы, нынешнюю ситуацию в стране предопределяет сама ментальность маленького и гордого народа.

Как писал грузинский философ Гурам Асатиани: "Поразительно, но грузин как будто более всего враждует с грузином". Так что как много веков подряд оппозиционные партии, которые люто ненавидят режим Саакашвили, даже накануне выборов не смогли договориться друг с другом. Лидеры оппозиционных партий обвинили друг друга в сговоре с властью. Сначала из объеденной оппозиции вышла лейбористская партия, которая обвинила бывших соратников республиканцев в поддержке идей Саакашвили. Республиканцы аналогичные обвинения выдвинули "Христианско-демократическому движению", которое возглавил Георгий Таргамадзе (Бывший директор телеканала "Имеди", принадлежавшее одиозному олигарху Бадри Патаркацишвили, скончавшемуся в Лондоне после политического противостояния в Грузии при странных обстоятельствах).

Параллельно эту же партию обвинили в том, что она находится под "крылом Кремля", так как это единственное политическое объединение призвало воздержаться от стремительного рвения Грузии вступить в НАТО. (Бывшим покровителем Ираклия Таргамадзе был ни кто иной как глава Аджарии Аслан Абашидзе). Оппоненты Таргамадзе обвинили его и его новое политическое детище "Христианско-демократическое движение" в том, что это продукт Кремля и властей Грузии одновременно.

И что действительно удивляет – сторонники Бадри Патаркацишвили создали две конкурирующие друг с другом партии, выступающие против власти. Неожиданно "Новые правые", которые всегда выступали против каких бы то ни было революций (тогда как часть объединенной оппозиции принимала участие в "революции роз"), оказались в центре интриг. Партия власти их обвинила в том, что они готовят акции, направленные на свержение власти. Партия же власти, несмотря на определенные потери (о своем уходе объявила соратница Саакашвили, спикер парламента Нино Бурджанадзе), за последнее время лишь набрала очки. Да и антироссийский пиар принес ожидаемую поддержку, поскольку в Грузии он уже давно возведен в ранг "политической моды". Это считается "хорошим тоном" в среде политиков и интеллигенции.

Корни этой "моды" уходят еще в далекие 1970-ые годы, когда не без помощи местной, еще партийной номенклатуры и спецслужб, зарождалось диссидентское движение. Позднее такой же пиар стимулировали и западные структуры. Сейчас ситуация в Грузии сродни "климату" в Польше и в странах Прибалтики. Местные "элиты" активно пытаются паразитировать на "антироссийской карте". Порой доходит до полного абсурда. Однако это вовсе не мешает им в "работе с электоратом", а также в плане мотивации необходимости оказания помощи со стороны западных демократий.

Главным просчетом оппозиции является то, что основной оппозиционный политический спектр так и не сумел объединиться и выступить единым фронтом, чего от него и ждали избиратели. Если добавить к этому "сильный пул" кандидатов в мажоритарии от партии власти и учесть тот факт, что в целом на долю мажоритариев придется 75 депутатских мандатов, то выходит, что команда Михаила Саакашвили получит "большинство" и в новом составе Парламента Грузии", – считают эксперты.

По предварительным подсчетам попасть в парламент есть шанс только у лейбористов и республиканцев. Однако оппозиция не готова уступать на этот раз и уже накануне выборов выражает готовность выйти вновь на улицу, если результаты выборов будут сфальсифицированы. Власть неоднозначно дает понять, что уступать не собирается. В Тбилиси всерьез поговаривают, что после парламентских выборов вполне может повториться ситуация 7 ноября, когда митинг оппозиции был разогнан дубинками и водометами.

Один из лидеров "Республиканской Партии Грузии", кандидат в мажоритарные депутаты Парламента Ираклий Батиашвили утверждает, что МВД Грузии готовится пресечь возможные акции протеста оппозиции после парламентских выборов 21 мая. "18-го с утра была объявлена мобилизация подразделений МВД", – заявил Ираклий Батиашвили на брифинге 19-го мая 2008 года. По его словам, полиция начала "масштабные тренинги, у которых единственный профиль – как разогнать и расправиться с массовыми акциями".

И если события после выборов, как и результаты выборов практически предопределены, то поствыборная ситуация внушает опасения. Не перерастет ли противостояние оппозиции в очередные непредсказуемые акции уличного протеста? Политологи и аналитики в Грузии уже сегодня предостерегают общественность от эмоционального накала страстей. Не станут ли Абхазия и Южная Осетия очередной разменной монетой властей для решения внутриполитических проблем? И как при сложившемся раскладе Россия и Запад отреагируют на ситуацию в и без того неспокойном регионе?

Следует отметить, что на парламентских выборах 2008 года избирательный барьер составляет 5% (на прежних выборах он находился на отметке в 7%). Избирательные субъекты, набравшие свыше 5% голосов избирателей, пропорционально результатами голосования, поделят между собой 75 депутатских мандатов (половина мест в высшем законодательном органе). Кроме того, пропорционально результатами голосования, в качестве бонуса, им достанутся голоса избирательных субъектов, не перешедших планку барьера. Регистрацию ЦИК на участие в парламентских выборах прошли три избирательных блока и девять политических партий.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить