Угроза войны в Южной Осетии многократно возросла

Инцидент с грузинским вертолетом в воздушном пространстве Южной Осетии дает повод предположить, что Грузия сделала выбор в пользу военной операции против Цхинвали. В непризнанной республике расценивают происшедшее как провокацию. В Северной Осетии говорят, что действиями Тбилиси руководит Вашингтон.   

Очередная провокация в зоне грузино-осетинского конфликта, связанная с нарушением воздушного пространства Южной Осетии грузинским вертолетом, может привести к срыву процесса мирного урегулировании в регионе.

Кризисные ситуации в регионе, похоже, превращаются в систему. Проведение провокаций с участием высших должностных лиц, как это случилось с министром обороны Грузии, приводит к выводу, что угроза силового варианта решения южноосетинской проблемы многократно возросла.

Грузинские власти отказались подписать договоренности, которые исключали бы военные решение проблемы.

По данным президента Южной Осетии, Украина передала Грузии вертолеты МИ-8, 40 БМП, стрелковое вооружение и боеприпасы, Македония и Болгария – гранатометы, Узбекистан – пять самолетов МИГ-23, Чехия – 120 танков, США – 77 единиц бронетехники, Египет – 90 тысяч единиц стрелкового оружия.

Судя по динамике событий, которые имеют политическое и пропагандистское сопровождение, можно предположить, что Грузия поэтапно реализует план масштабной военной операции против Южной Осетии.

Основным препятствием для возможного его осуществления являются миротворцы, поэтому на первом этапе Грузия ставит основной целью, опираясь на США и ОБСЕ, принудить Россию вывести свой миротворческий контингент.

Вслед за этим с целью дестабилизации обстановки могут быть организованы теракты против грузинских анклавов на территории Южной Осетии. Одновременно под предлогом локализации конфликта создается группировка войск на югоосетинской границе.

Далее армией может быть осуществлен захват всех крупнейших населенных пунктов Южной Осетии при одновременно полном блокировании границ РФ. В случае реализации этого сценария, руководство нынешнее руководство в Цхинвали будет арестовано и предано суду. В республике введут военное положение, назначат временное правительство, установят комендантский час.

Сегодня грузино-осетинский конфликт является наиболее взрывоопасным среди подобных ему на территории бывшего СССР. Южная Осетия де-факто уже является субъектом РФ, так как 90 процентов граждан республики имеют российские паспорта.

Это факт, в свете решения косовской проблемы, даст непризнанным республикам использовать право народа на самоопределение.

Развитие событий по такому сценарию заставляет Грузию торопиться.

Вялотекущий процесс мирного урегулирования был прерван эскалацией напряженности, начавшейся весной 2004 года и превратившей регион в зону боевых действий. Обострение произошло после введения Грузией подразделений МВД и спецназа в зону конфликта без согласования своих действий со Смешанной контрольной комиссией, что являлось нарушением российско-грузинских договоренностей (Дагомысское соглашение 1992 г.)

Ввод восьми сотен военнослужащих сопровождался громкими политическими заявлениями руководителей страны.

Министр обороны Барамидзе в прямом эфире пообещал, что «если со стороны миротворцев будут учинены препятствия и оказано сопротивление, мы будем вынуждены применять оружие».

Тогдашний глава МВД Окруашвили заявил в свою очередь: «Кончились те времена, когда Грузия считалась с русским миротворцами».

Результатом ввода войск стало противостояние осетин и грузин. В августе 2004 года в результате обстрела Цхинвали погибли люди, десятки грузинских военных и осетинских ополченцев погибли у села Тлиакан.

С лета 2004 года прекратились контакты на уровне неправительственных организаций. В 2004 -2005 гг. парламент, президент и общественность Южной Осетии обращаются с просьбой о принятии республики в состав России. Руководство республики требует  сохранение трехстороннего мандата миротворческих сил.

Обращаясь к мировому сообществу, Цхинвали просит признать геноцид южных осетин в 1989-92 гг.

В феврале 2006 года Парламент Грузии принимает постановление, в котором ход миротворческих операций расценивается как «крайне отрицательный», а действия России как «аннексию». Грузинскому правительству поручается задействовать механизм по замене российских миротворцев

Усиливающиеся противоречия между сторонами конфликта нашли отражение в повестке встречи Владимира Путина и Михаила Саакашвили 13 июня в Санкт-Петербурге. Согласившись с тем, что «замороженные конфликты» пора решать, они не достигли договоренности ни по одному конкретному вопросу.

Говоря об урегулировании конфликтов, Путин подчеркнул право народов на самоопределение, а Саакашвилли порекомендовал «оставить Грузию в покое».

В июле 2006 года произошли теракты в Цхинвали, в результате которых погибли люди, в том числе секретарь совета безопасности Южной Осетии Олег Алборов. Незадолго до этого в Грузии был оглашен список из 12 политических и общественных деятелей, которые, по словам главы грузинского МВД, «либо будут арестованы, либо их не будет в живых». В этом списке значился и Алборов.

В свою очередь, ФСБ России распространила заявление о том, что Грузия готовит крупную провокацию в Южной Осетии в дни саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Ответом стало требование парламента Грузии немедленно приступить к работе над изменением миротворческого формата на международный.

3 сентября 2006 года вертолет МИ-8, следовавший с территории Грузии, нарушил воздушное пространство Южной Осетии и, по утверждению осетинской стороны, открыл прицельный огонь из пулеметов в ответ на требование изменить курс. После этого он был обстрелян подразделениями ПВО. В Цхинвали эти события расценили как провокацию, за которой стоит министр обороны Грузии Окруашвили.

Комментируя эти события, президент Международного аланского конгресса Казбек Хетагуров заявил о единстве осетинского народа.

«В 1922 году нас разделили по географическому признаку, не спросив народ. За Грузией стоят США. Они ищут зоны влияния, стремятся руками Саакашвили поджечь Кавказ. Но они забыли, что это не Ирак. Здесь мы тесно связаны между собой и всегда поддерживаем друг друга», - подчеркнул Хетагуров.

Владимир Анохин, политолог, вице-президент Академии геополитических проблем

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *