Россия - Белоруссия: высокая цена братских отношений

На фоне замерзающей Украины Белоруссия экстренно пытается урегулировать свою «газовую проблему». Белорусский «Батька» не желает оплачивать газ по цене, предлагаемой Россией. Однако новой «газовой войны» ожидать не стоит. В данном случае «экономике поможет политика».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь пытается получить от России газ и кредиты.  Показательно, что в последнее время он частый гость в российской столице. Секрет очень прос. Экономический кризис сильно ударил по белорусской экономике и «Батька» усиленно «обхаживает» Москву на предмет получения дешевых энергоресурсов и «кредитов», которые, по всей видимости, он возвращать не собирается.

Российская сторона настаивает на «поэтапном переходе на принципы рыночного ценообразования во взаимной торговле». Однако «Батька» требует от братского народа, чтобы в условиях мирового финансового кризиса он снял с себя последнюю рубаху, но спас его режим.На фоне обострения «газовой проблемы» белорусский лидер пытается говорить с Россией жёстко.

Читайте: Трудный геополитический выбор Лукашенко .

Лукашенко отлично понимает, какую роль играет Белоруссия для обороноспособности нашей страны, прикрывающей Россию с запада. Заметим, что «вопросы российско-белорусского взаимодействия в области укрепления обороноспособности, дальнейшего углубления военного и военно-технического сотрудничества» рассматривались параллельно «нефтегазовым» делам.

За дармовые кредиты и дешевую нефть он готов подыграть «ястребам» в стремлении разместить ракетные комплексы «Искандер» как ответ на угрозу размещения американской ПРО в Восточной Европе. Возможно даже, что станет явью обсуждаемая едва ли не с момента его прихода к власти возможность подписания договора о единой белорусско-российской ПВО.

Однако в случае его ратификации это не будет подарком исключительно для России. В этом случае сам «Батька» получит возможность покупать российскую военную технику по себестоимости, причем наше Минобороны в этом случае готово будет делать второстепенные заказы на белорусских предприятиях, тем самым их поддерживая.

Читайте: ЕС решил использовать Белоруссию в геополитических целях .

Один из обсуждаемых вопросов – судьба многострадального единого Союзного государства. В рамках этой проблемы стороны обсудили «формирование единого экономического пространства». Первой «ласточкой» может стать создание таможенного союза.

Предмет особого интереса – «торгово-экономическое взаимодействие». Заметим, в уходящем году в этом отношении поставлен своего рода рекорд: объем торговли по сравнению с 2007 годом увеличился почти в полтора раза и составляет почти 33 млрд долларов. Ожидается, что в 2009 году эти показатели еще больше увеличатся. Стороны также будут проводить согласованную бюджетно-налоговую политику и расширят применение российского рубля в торговле, способствующую максимальному доступу российских и белорусских товаров на рынки двух стран.

Но за этими расплывчатыми формулировками есть и куда более конкретные вещи. Это вопросы «противодействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса и принятия совместных антикризисных мер». Под это дело хитрый «Батька» уже выторговал для себя кредит в два млрд долларов. Однако ему это показалось маловато и он не против получить ещё 3,5 млрд долларов.

Дело в том, что Белоруссия попала в затруднительное положение, о чем говорит тот факт, что она обратилась к США и Международному валютному фонду с просьбой выделить в общей сложности семь млрд долларов. Правда, никакого ответа оттуда до сих пор не последовало.

Ряд экспертов не исключают, что это может стать реальностью в обмен на признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Возникает вопрос: «не слишком ли много»? Как известно, независимые Цхинвал и Сухум благополучно существовали до этого 16 лет с непризнанным статусом и будут и дальше существовать в таком же виде. Поведение Александра Лукашенко заставляет говорить о его непорядочности по отношению к тому самому «братскому народу», к союзу с которым он так стремится.

Первым и единственным зарубежным государством, признавшим Абхазию и Южную Осетию, стала Никарагуа, хотя большинство экспертов были уверены в том, что на её месте будет Белоруссия. Однако лидер братской страны сделал это предметом многомиллиардного торга. По его мнению, при этом Россия должна радовать Белоруссию всем, чем богата. Известно, что ежегодные потребности этой страны составляют около 22 млрд кубометров. В 2008 году Минск получал «голубое топливо» по цене 128 долларов за тысячу кубометров, тогда как другие зарубежные потребители получают его по гораздо более дорогим расценкам.

Москва рассчитывает, что он будет закупать его по цене 200 долларов за тысячу кубометров. Однако Минск соглашался лишь на 140 долларов. Сам Лукашенко цепляется за дешевый газ не случайно: арифметика здесь проста: любое увеличение цены приводит к удорожанию белорусских товаров, подрывая их конкурентоспособность на зарубежных рынках. В этом году их было закуплено на 5,3 млрд долларов меньше ожидаемого.

Согласно точке зрения, усиленно продвигаемой самим «Батькой», «братский белорусский народ должен получать газ по такой же цене, как и жители России». Но, во-первых, Единое Союзное государство пока существует только на бумаге. А во-вторых, так ли много хочет Россия? По мнению самого «Батьки», «цена на газ должна уменьшиться», поскольку уменьшилась цена на нефть. Но на этом фоне тот же Узбекистан повысил для не менее братского для него таджикского народа, чем для нас является белорусский, цену на «голубое золото» до 300 долларов за тысячу кубометров.

Как известно, природного газа не хватает, а его поставщиков на мировой рынок значительно меньше, чем экспортеров нефти. Россия контролирует около 40% от мирового объема его добычи. Вместе с Ираном и Катаром это 60%. При этом в 2008 году добыча российского газа даже упала, хотя в условиях снижения цен на нефть мы могли бы попытаться компенсировать финансовые потери за счет «голубого золота». Таким образом, объемы уходящего на экспорт газа несколько понизились. А значит, российская казна может получить доходов меньше ожидаемого. И поэтому цену в 200 долларов за тысячу кубометров «Батька» может считать для себя подарком.

По мнению экспертов, Белоруссия максимум на что способна – это платить 160 долларов за тысячу кубометров. В таком случае, возможен такой вариант: Минск гасит 80% стоимости газа, а остальная часть уходит в «долги».Есть и другой вариант: «Газпром» оставляет цену на уровне 140 – 160 долларов за тысячу кубометров, но при этом получает контрольный пакет акций в совместном предприятии «Белтрансгаз».

Напомним, что ранее «цена вопроса» уже становилась причиной конфликта. Однако сегодня это вряд ли возможно в условиях мирового финансового кризиса и усиления военной опасности со стороны НАТО как для России, так и для Белоруссии.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить