Молочные реки, политические берега

Между Россией и Белоруссией разразился экономический конфликт, способный перерасти в политический. Всё дело в запрете ввоза на территорию России молочной продукции оттуда.

В последнее время президент Белоруссии Александр Лукашенко ведёт сложную игру. С одной стороны, уверяет, что программа ЕС «Восточное партнёрство» ни в коем случае не является альтернативой Союзу России и Белоруссии. И тут же клеймит восточного соседа за якобы имеющую место дискриминацию в вопросах торговли и финансов.

А 3 июня он попросил министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана поспособствовать, чтобы Запад окончательно признал нынешнюю белорусскую власть.

Читайте: Белорусская рулетка. Лукашенко поднимает ставки .

Противоречивые заявления поступали из Минска чуть ли не каждый день. И тут глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил 6 июня о том, что почти 500 наименований белорусской молочной продукции не соответствуют новому техническому регламенту, вступившему в силу 1 декабря 2008 года.

С этого времени в России запрещено писать на этикетках «молоко», если продукт содержит даже один процент порошкового продукта. В Белоруссии такой нормы нет, но особую маркировку для поставок в Россию местные предприятия делать не стали. Тем не менее их продукция у нас закупалась.

А 8 июня стало известно, что список запрещённых товаров увеличен ещё на 800 наименований.

Как бы предчувствуя это, Лукашенко 29 мая в резкой форме призвал белорусских производителей уходить из России и искать партнёров «в других частях света». А затем, по сообщениям ряда СМИ, белорусский лидер дал интервью ряду российских газет. Заявив, что Россия хочет получить контроль над белорусскими молокозаводами. «Будем подыхать, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете», – сказал Лукашенко.

Многие расценили действия российской и реакцию белорусской стороны как начало «молочной войны». Однако с этим категорически не согласен глава МИД России Сергей Лавров. Он также опроверг слухи о том, что таким способом решено наказать Белоруссию за постоянное затягивание решения признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

"Россия не вводила никаких санкций против Белоруссии. В России с декабря прошлого года действуют новые регламенты, описывающие качество молочной продукции и определяющие, в каких упаковках, с каким информационным наполнением в отношении покупателей эта продукция должна реализовываться на российском рынке. Это касается всех экспортеров, которые направляют молочную продукцию в Россию и всех производителей внутри РФ", - сказал 9 июня Лавров.

«Мы никогда никого не упрашивали и не будем упрашивать признавать Южную Осетию и Абхазию. О том, что этот вопрос (признания) будет рассматриваться в соответствии с белорусским законодательством, говорило самое белорусское руководство.

Мы с полным уважением относимся к конституционным процедурам Республики Беларусь, мы также никогда не увязывали эту тему с вопросами практического взаимодействия наших государств», - добавил Лавров.

Не стал драматизировать ситуацию и глава МИД Белоруссии Сергей Мартынов. «В Белоруссии не видят здесь политики. Это чисто технические меры, которые должны соблюдаться и уважаться. Важно, чтобы такого рода регламенты не использовались в конкурентной борьбе нерыночными способами. Специалисты в этом разберутся», - отметил он.

Является ли молочный скандал продолжением жаркой российско-белорусской полемики последних недель? На этот вопрос «Правде.Ру» ответил депутат Госдумы, политолог Сергей Марков.

- Это торгово-экономический конфликт, связанный с политикой. Он обусловлен событиями двухнедельной давности, когда Лукашенко и Кудрин (министр финансов России Алексей Кудрин – ред.) выступили со взаимными обвинениями.

Однако Кудрин, говоря о том, что белорусский президент якобы преднамеренно срывает переговоры по созданию Единого государства и многое другое, выражал своё личное мнение.

Но не стоит делать из происходящего трагедию. Диалог будет продолжаться. Формирование Союзного государства и рынка необходимо как России, так и Белоруссии. И выгоды от их создания огромны для обеих стран. Все нынешние проблемы – проходящие. И нельзя забывать о том, что большинство граждан России и Белоруссии - за создание единого государства.

Читайте: Нелегкий выбор Лукашенко: РФ или ЕС .

Правда, есть одно «но», - отмечает политолог. - Лукашенко готов идти на более серьезное объединение, чем то, которое есть сегодня.

Молочные реки, политические берега
Молочные реки, политические берега
Однако он так и не понял, какие ему могут быть предоставлены гарантии в этом новом государстве.

При Ельцине он хотел стать главой Союзного государства, но с нынешней командой у него особенно доверительных отношений не сложилось. А Лукашенко хочет остаться в системе власти.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *