Жаркие ночи парижских предместий

Более чем успешный визит президента Франции в КНР - французские промышленники,   заключили с китайцами торговые договоры на 30 миллиардов долларов, договорившись о продаже Китаю самолетов компании Airbus и о строительстве в КНР двух ядерных реакторов, - оказался смазанным в финале. Николя Саркози был вынужден  прервать официальный визит. Вернувшись домой, французский лидер   пообещал жесткой рукой восстановить порядок в пригороде Парижа Вилье-ле-Бель, где с воскресенья продолжаются массовые беспорядки, сопровождающиеся грабежами и поджогами автомобилей. 

Как передает информационное агентство Reuters,  в ночь с 27 на 28 ноября в Вилье-ле-Бель вновь были сожжены несколько автомобилей и разбиты несколько витрин, но сообщения о столкновениях участников беспорядков с полицейскими не поступали.  Напомним, в минувшую ночь были ранены 77 сотрудников полиции. Впервые в «цветных» предместья французской столицы дошло до перестрелки.

Навещая в больнице тяжелораненого старшего офицера полиции, Николя Саркози заявил, что стрелявшие в полицейских скоро предстанут перед судом. "Стрельба в полицейского называется покушением на убийство, если кто не знает", – добавил он.

"Неважно, какой трагедией оказалась смерть этих двоих подростков на мотоцикле. Подобные выходки мы терпеть не станем", – подчеркнул Саркози, комментируя происшествие, послужившее причиной беспорядков – двое подростков, ехавших на мотоцикле без шлемов, врезались в патрульный автомобиль и погибли.

Этой ночью беспорядки произошли также в Тулузе, на юге Франции. Толпа сожгла 20 автомобилей и напала на библиотеку, но безуспешно.

По сообщениям агентств, сегодня президент должен встретиться с мэром-социалистом Вилье-ле-Бель, который не смог пресечь беспорядки. Тем временем, началось послевыборное сведение счетов.  Бывший министр по вопросам социального равенства правительства Доминика де Вильпена, Азуз Бегаг,  яростный противник  Саркози, заявил в интервью ежедневной газете Sud-Ouest: "Война пригородов началась. Она назревала последние 25 лет, но лидер партии "Союз за народное движение" вылил бидоны горючего в этот костер. Молодежь пригородов прекрасно понимает, что ее использовали во время президентских выборов только для того, чтобы вырвать 5% голосов у "Национального фронта".

Бегаг уверен, что именно Саркози посеял в молодежи ненависть, превращая пригороды Парижа в подобие "американских гетто". Месье Бетаг не вполне объективен. Нынешний протестный всплеск является рецидивом событий 2005 года, когда экс-министр по социальным вопросом также не преуспел в преодолении противоречий. Одной из  тогдашних жалоб французских граждан африканского и арабского происхождения было то, что их голоса  не услышаны в национальных дебатах, даже когда погромы происходили  там, где они живут. Дискуссия о причинах и следствиях погромов обошлась  без представителей этнических меньшинств. 15% небелого населения Франции чувствовали себя невидимками и продолжают оставаться таковыми во французском обществе.

По просьбе «Правды.Ру» ситуацию комментирует старший научный сотрудник Центра социальных исследований Института Европы РАН,  кандидат политических наук Сергей Федоров:

     - Речь идет о цветных французах, выходцах из эмигрантской среды. В основном это подростки, которые живут в этих неблагополучных районах. Во Франции   примерно 700 подобных районов, там проживает около 5 миллионов человек, в том числе до  двух миллионов молодых людей. Здесь нет никакого злокозненного плана, спланированной организованной акции. Выступления возникли стихийно, как и в 2005 году. Другое дело, что протестный потенциал и общественное неблагополучие настолько глубоко, что достаточно какого-то инцидента, чтобы вспыхнуло недовольство, которое перерастает в погромы, хулиганские действия, грабежи и так далее. И власть, к сожалению, не в силах  изменить социальную обстановку в этих неблагополучных   предместьях   крупных французских городов. 

КОРР: Саркози оказался как бы между двух огней: с одной стороны вооруженное сопротивление полиции, с другой – крупнейшая за последние годы забастовка государственных служащих, недовольных социальной реформой. Не придется ли теперь  французскому президенту притормозить с социальным реформированием?

  ФЕДОРОВ: Видимо, нет. То,  что поджоги совпали с забастовкой железнодорожных служащих, тоже случайность. Тем более,  что стачка работников общественного транспорта к минувшему воскресению уже пошла на спад, и практически закончилась, когда произошел этот несчастный случай с гибелью двух подростков в пригороде Парижа. Реформа специальных режимов пенсионного обеспечения   будет продолжена. Она сводится к тому чтобы увеличить пенсионный стаж с 37,5 лет до 40 лет для  государственных служащих. От своей идеи власти не отступили. Другое дело,  что как всегда,  есть нюансы, и власть может пойти на какие-то компромиссы. Уже объявлено, например, что пожилым работникам бюджетных отраслей позволят выйти на пенсию на прежних условиях. Молодым придется уже переходить на новую систему.

 КОРР: Возможно ли распространение массового протеста иммигрантов на другие страны Евросоюза?

ФЕДОРОВ: Проблемы, накопившиеся за десятилетие, невозможно решить за 2-3 года. Интеграция одна из самых острых проблем, и касается не только Франции..  Возьмите Великобританию - там столкнулись с этой проблемой еще раньше французов, аналогичная ситуация в Голландии и других странах Европы, где цветное население мусульманского мира плохо вписывается  в реалии современного западного общества. Это общеевропейская проблема, и видимо, какие-то развязки надо искать сообща, учитывая то, что перемещение по континенту свободное. Это вопрос, который Франция собирается поставить в на конференции ЕС в июле следующего года.  Над этим ломают головы социологи, политики, но пока большого прогресса не наблюдается.

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить