Лиссабонский договор-ширма

Лидеры стран ЕС подписали многострадальный Лиссабонский договор, призванный заменить Евроконституцию. С одной стороны, Евросоюз вроде бы стал более единым и прочным. Однако разногласия полностью устранить не удалось, и в этом заключается главная сложность в диалоге с Брюсселем для всех его партнёров. И, в первую очередь, для России.

Согласно договору, в ЕС вводится пост президента ЕС, который будет избираться на 2,5 года. Расширены полномочия верховного комиссара по внешней политике и политике безопасности, который станет заместителем главы Еврокомиссии (премьер-министра). Как и прежде, состав Еврокомиссии будет избираться на 5 лет. Однако очень существенно сократится размер общеевропейского правительства – с нынешних 27 комиссаров (по числу стран-участниц) до 17. Урежут и Европарламент – с 785 нынешних депутатов до 751 в будущем.

Предполагается, что уже к июню 2009 года вопросы ратификации будут сняты. Именно в этот год состоялся новые выборы в новый состав Европарламента. По их итогам определится и партийный состав Еврокомиссии (впрочем, это имеет место и сейчас). В то же время из текста договора исключили статью о государственной символике - флаге и гимне ЕС. Таким образом, Соединённые штаты Европы так и остались мечтой – никаким единым супергосударством Евросоюз не станет.

Читайте: Евротупик в Лиссабоне .

Авторы документа пошли навстречу итальянскому премьеру Романо Проди, предоставив этой стране дополнительное место в Европарламенте. В итоге Италия сохранит паритет представительства в Европарламенте с Великобританией и будет иметь лишь на одно место меньше, чем у Франции. Кроме того, были учтены и пожелания Польши. Президент Лех Качиньский настоял на том, чтобы страны, выступающие против принятия того или иного предложения, но оказавшиеся в меньшинстве, имели право временно "заморозить" принятое решение.

"Из этого старого континента родилась новая Европа", - прокомментировал подписание документа глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. "Миру нужна более сильная Европа", - вторит ему премьер-министр председательствующей в ЕС Португалии Жозе Сократиш. В то же время премьер-министр Великобритании Гордон Браун не стал ставить свою подпись под документом сразу, а сделал это отдельно. Таким образом, англичане в который уже раз предпочли держаться несколько в стороне от остальных стран Европы.

Поведение Брауна лишний раз показывает, что за бравурными речами скрываются огромные проблемы. Документ рождался в муках после провала Евроконституции на референдумах во Франции и Голландии в июне 2005 года. После этого британское руководство вообще отказалось её обсуждать, а вскоре к вечным «островным» евроскептикам присоединились братья Качиньские. Да и форму принятия документа трудно назвать демократической – фактически население стран ЕС лишили возможности выразить своё отношение к документу. Ратификацию будут проводить исключительно парламенты и правительства.

Причин, почему Евросоюз так и не смог стать Соединёнными штатами Европы, много. Главная из них – историческая. ЕС разросся настолько, что в его состав входят страны не просто с разными, а порой с противоречащими другу исторически сложившимися интересами. Едва ли Англия, Франция, Германия и Италия откажутся полностью от своих собственных устремлений ради общих. И неудивительно, что при такой внутренней рыхлости и уйме противоречий Евросоюз так и не может выработать единую внешнюю политику и стать настоящей сверхдержавой.

Наиболее ярко противоречия проявляются на двух направлениях – российском и балканском. В обоих случаях роль «плохих парней» играют Греция и Кипр. Ввиду единства веры и исторически хороших отношений с Россией они не готовы дать добро на возведение русофобии в ранг общеевропейской политики, как того хотя многие в Британии, Польше и странах Прибалтики. Не согласны они и с независимостью Косово – и из-за собственных сепаратистов, и по причине исторически тесного союза греков с Сербией. Не мудрено, что ЕС предложил отсрочить решение вопроса о статусе края до весны 2008 года.

Не всё просто с ещё двумя потенциальными кандидатами в ЕС – Турцией и Украиной. В то время как Германия (в которой живёт большая турецкая община) в целом одобряет приём Турции в Евросоюз, Франция с её огромным мусульманским (преимущественно арабским) населением активно этому противится. Что касается Украины, то пока в Западной Европе не разделяют стремления Польши и Прибалтики увидеть её в рядах ЕС. И причина здесь не только в невысоком уровне экономического развития. Слишком тесно Украина связана с Россией, и слишком большие проблемы возникнут при возведении «стен» на российско-украинской границе (например, визовых).

Таким образом, Лиссабонский договор пока что является ширмой, которой пытаются прикрыть глубочайшие разногласия внутри ЕС. И России, как и другим партнёрам Брюсселя, очень сложно говорить с Евросоюзом, поскольку внутри него нет единого мнения. Поэтому иного выхода, кроме диалога с отдельными странами Европы, у российского руководства пока нет. Руководству ЕС это сильно не нравится, но альтернативы оно предложить не может. Как и не может заставить граждан отдельных стран чувствовать себя, прежде всего, европейцами, а только потом уже немцами, французами, поляками или венграми.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *