НАТО готовит неожиданный "удар" в Европе

Вступление в НАТО Грузии и Украины стало общим местом для рассуждений о последствиях этого шага. Однако куда реальнее вступление в Альянс двух высокоразвитых стран - Австрии и Финляндии. Вполне вероятно, что готовится резкий и чувствительный удар - как для Европы, так и для России.

Вступление в НАТО Грузии и Украины стало общим местом для рассуждений о возможных последствиях этого шага. Споры идут не шуточные. Неуравновешенное руководство Грузии с разбежавшейся армией и нищим населением приобретение малорадостное и сомнительное. Украина, с её внутренними проблемами и ущербной экономикой может создать проблемы для Альянса, с которыми он ещё не сталкивался.

Читайте: Чем Россия не угодила Австрии?

И без того внутренние противоречия раздирают НАТО. Вероятно, лишняя головная боль будет этой организации только на пользу. Нет единства, нет общих взглядов, нет единой стратегии.

Британский аналитик Марк Леонард, автор доклада о состоянии российско-европейских отношений, делит страны ЕС и НАТО на следующие группы: Греция и Кипр - это «троянские кони России»', порой они прямо представляют ее интересы. Французы, немцы, итальянцы и испанцы - это «стратегические партнеры», которые хотят договариваться с Москвой на особых условиях, не обращая внимания на позиции ЕС. Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Португалия, Словения и Словакия - это «дружественно прагматичные» страны, готовые вести бизнес с Россией.

«Холодные прагматики» - это Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Румыния, Швеция и Великобритания, которые ведут с Россией бизнес, но способны критиковать Кремль и не идти на большие уступки. А Польша и Литва - это «бойцы «холодной войны».

Но есть страны, которые действительно могут стать серьезными партнёрами НАТО. О них говорят мало, даже неохотно. Но на самом деле удар готовится резкий и чувствительный как для Европы, так и для России. Речь идет об Австрии и Финляндии. Первая может разрушить понятие европейского нейтралитета, вторая выведет НАТО на границы России протяженностью 1300 километров.

Никогда еще за всю историю своего существования австрийский нейтралитет не находился под такой серьезной и реальной угрозой, как сегодня. Дело в том, что руководство Австрии на официальном уровне, формально не отказываясь от нейтралитета, заявило о ревизии традиционного внешнеполитического курса и вступлении в тесное взаимодействие с военно-политическими структурами Запада и, в первую очередь, - в рамках Евросоюза. Заявлено также о необходимости укрепления национального и европейского ВПК.

В официальных речах западноевропейских политиков и военных неизменно подчеркивается, что будущая ориентация Австрии в сфере внешней политики и политики безопасности - дело самих австрийцев. Но на неформальном уровне все предпринималось и предпринимается для того, чтобы скорее сделать австрийский нейтралитет достоянием истории.

Нейтральный статус был закреплен в конституции Австрии после того, как она вместе с нацистской Германией потерпела в 1945 году поражение во Второй мировой войне. Это было сделано по настоянию стран-победителей - СССР, США, Великобритании и Франции. После развала Советского Союза Россия заявила, что вопрос о нейтралитете Австрии должен решать исключительно австрийский народ.

Сейчас австрийские политики утверждают, что когда в 1995 году Австрия вступила в Евросоюз, она в определенной степени навсегда изменила свой нейтральный статус. "Мы должны рассматривать все варианты - в том числе, вступление в НАТО - очень осторожно и ничего не решать заранее, - сказал в свое время бывший канцлер Австрии Вольфганг Шлюссель. - Разумные политики никогда ничего не исключают".

Первым, кто заговорил о необходимости вступления в НАТО в связи с утратой нейтралитетом былого значения в новой международной обстановке, был не кто иной, как скандально известный правый политик Йорг Хайдер, выдвинувший этот лозунг еще в 1990 году в ходе выборов в австрийский парламент.

Позднее он был подхвачен главой австрийского внешнеполитического ведомства Алоисом Маком, представлявшим Народную партию, а затем и его преемником - партийным лидером Шюсселем. В пику "трансатлантистам" Социал-демократическая партия Австрии (СПА) на протяжении ряда лет ссылалась на необходимость соблюдения конституционного законодательства, а именно - Федерального конституционного закона о нейтралитете от 26 октября 1955 года.

Однако Австрия, вопреки своему нейтралитету, предполагающему невмешательство, сдержанность и осмотрительность в международных делах, стала первым государством, которое еще до 1991 года сделало ставку на независимость Словении и Хорватии и их выход из состава югославской федерации. На этом пути Альпийская республика оставалась в гордом одиночестве до тех пор, пока к ней не присоединилась Германия, склонившая остальные государства ЕС последовать своему примеру.

Как впоследствии оказалось, политика поощрения сепаратизма в немалой степени способствовала дестабилизации ситуации на Балканах и возникновению ряда кровопролитных войн. Чтобы добить Сербию, посол Австрии в СРЮ Петрич прямо заявлял: "Американский план временного решения косовской проблемы получил международную поддержку, и времени на выработку других вариантов уже нет. Любое затягивание диалога может вызвать недоверие к переговорному процессу", - говорил австрийский дипломат незадолго до начала натовских бомбардировок Югославии. Создается впечатление, что истинной целью подобных заявлений было скорейшее развязывание рук военным.

Вот тебе и нейтралитет. Австрия созрела для вступления в НАТО. Мешает нынешнее руководство. Но с этим справиться легко. Администрация США и ЦРУ знают десятки способов. Вместо политического, культурного и экономического диалога часть австрийской элиты делает ставка на военную силу. Можно полагать, что такой подход правых знаменует для части из них возвращение к прежней экспансионистской направленности Австро-Венгрии, а для другой части - насильственной германизации народов Юго-Восточной Европы в период нацизма.

Вместе с Австрией на политическом и военном поле НАТО появляется еще один игрок – Финляндия. В начале 1990-х годов фактором, способствовавшим сближению этой страны с НАТО, стало то, что задачи организации более не ограничивались исключительно общей обороной государств-членов, а предполагало кризисное регулирование и интенсификацию сотрудничества с другими странами.

Читайте: Финляндия не оставляет попыток отодвинуть границу на восток .

Эта частичная переориентация соответствовала концептуальным основам внешней политики Финляндии, которая традиционно приветствовала превентивную дипломатию в противовес непосредственно территориальной обороне. В Финляндии вопрос о возможности вступления в НАТО начали обсуждать в политических кругах еще в 1989 году.

Данный факт можно связать в первую очередь с проблемой позиционирования этой страны в Европе после распада СССР и поиском новой идентичности, которая не имела бы ничего общего с распространенным и унизительным клише «финляндизация». В соответствии с новыми национальными стратегическими интересами Хельсинки после окончания холодной войны взяли курс на практическое сближение с НАТО.

Уже в 1992 году страна получила статус наблюдателей в Совете североатлантического сотрудничества. После его трансформации в Совет евроатлантического партнерства Финляндия также продолжила свою деятельность в этом механизме, направленном на расширение политического и военного сотрудничества.

Внешнеполитическая доктрина определяется вполне конкретным тезисом «НАТО является единственной международной организацией, способной осуществлять кризисное управление, требующее военного вмешательства, и военные операции по принуждению к миру», а «расширение… НАТО повысило уровень безопасности в сопредельных с Финляндией территориях». Кстати, и у Финляндии есть свой "балканский миротворец" - бывший президент Мартти Ахтисаари, который и является формальным автором плана по отторжению Косово.

Что касается вступления Финляндии в Организацию североатлантического договора, то, несмотря на систематически ведущиеся по этому поводу дебаты, государство вступит, по словам руководителей страны, в НАТО только в том случае, если для них возникнет реальная, а не гипотетическая возможность военной угрозы. В Финляндии есть политики, лоббирующие членство страны в НАТО. Ранее наиболее известными сторонниками изменения внешнеполитической линии страны были партия "Молодые финны" во главе с Ристо Пентилля и бывший глава военного комитета ЕС и начальник оборонного министерства генерал Хэгглунд.

Вопрос времени. Если ружьё висит на сцене в первом акте, то оно обязательно выстрелит в пятом.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы