Венгерское эхо до сих пор звучит в Европе

В Будапеште начинаются памятные церемонии, посвящённые трагическим событиям 1956 года в Венгрии . Тогда советские войска силой подавили антикоммунистические выступления в этой стране, но, с другой стороны, во многом предотвратили сползание Венгрии в хаос. Эхо тех событий до сих пор оказывает влияние на отношение России и стран Центральной Европы. По этому поводу Совет Федерации принял специальное заявление, а в Будапешт отправится представительная российская делегация.

События 1956 года уходят корнями в итоги двух мировых войн. В 1941-1944 гг. Венгрия бок о бок с нацистской Германией воевала на территории СССР, где её солдаты отличились зверствами по отношению к советскому мирному населению. В 1945 году страна была занята советскими войсками. По мирному договору 1947 года Венгрия потеряла значительную часть своей территории, а миллионы венгров остались за пределами своей этнической родины.

На правах победителя СССР постепенно установил на территории Венгрии власть коммунистов.  С учётом той обстановки, когда США и Великобритания разрабатывали план войны с Советским Союзом, Москва нуждалась в создании своей сферы влияния в Центральной и Восточной Европе. Другое дело, что подавляющее большинство жителей Венгрии (равно как и ГДР , Польши и Чехословакии ) не хотели строить социализм советского образца.

В конце 1940 - первой половине 1950-х гг. под руководством Венгерской партии труда (ВПТ) и её главы Матьяша Ракоши Венгрия стала одним из столпов соцлагеря, войдя в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организацию Варшавского договора (ОВД). Внутри страны шло огосударствление промышленных предприятий и борьба с единоличными хозяйствами на селе, и всё это сопровождалось жёсткой цензурой и чистками в правящем аппарате. В то же время благодаря союзу с СССР миллионы этнических венгров не были выселены из соседних стран (в отличие от немцев), а сама Венгрия - спасена от послевоенного голода.

Ситуация резко изменилась в 1956 г. после ХХ съезда КПСС, где Никита Хрущёв  выступил с докладом о культе личности Иосифа Сталина . В Венгрии "оттепель" приобрела более радикальные формы. Активизировалось реформаторское крыло внутри ВПТ, и оно быстро нашло поддержку населения. Под давлением народа в июле того года Ракоши был отправлен в отставку, а страну возглавил Эрно Гёрё. Однако новый руководитель не был популярен в народе. Большинство венгров считало,  что главой государства должен был стать только один человек - Имре Надь, который и стал центральной фигурой как самих трагических событий, так и их последующих интерпретаций.

В годы Первой мировой войны Надь попал в русский плен, где под влиянием пропаганды большевиков увлёкся коммунистической идеей и принял участие в российской Гражданской войне. К середине 1940-х гг. он стал видным функционеров Компартии, и вошёл в коммунистическое правительство Венгрии. Однако Надь не был сталинистом, выступая против коллективизации на селе, за что его и вывели из состава кабинета. Но в 1953-1955 гг., после смерти Сталина и собственного публичного покаяния, он стал премьер-министром страны.

Непосредственным толчком к началу восстания стали события в Польше, где на смену сталинисткому крылу правящей партии к власти пришёл Владислав Гомулка – человек, чьи взгляды были близки к Надю. Вдохновлённые польским примером, в середине октября 1956 года студенты ряда венгерских вузов публично вышли из Комсомола. А 23 октября огромная толпа разрушила стоявший в центре Будапешта памятник Сталину. Уже на следующий день Надь вернулся в кресло премьер-министра. На некоторое время в город первый раз вошли советские войска, но новому главе правительства удалось убедить советское руководство вывести их 26 октября.

Надь начал реформы, в которых провозглашался отказ от коллективизации и легализацию некоммунистических партий. В СССР едва ли могли быть довольны этим, но речи о разрыве с ним не шло. В то же время Москва создала параллельное правительство Венгрии, которое возглавил Янош Кадар – представитель промосковского, но не сталинистского крыла правящей партии. По стране упорно ползли слухи, что к Будапешту движутся советские войска (они ничем не подтвердились). В этой обстановке Надь объявил о нейтралитете страны и выходе из ОВД, и обратился в ООН с просьбой признать новый статус Венгрии.

Одновременно из тюрем были выпущены политзаключённые, однако вместе с ними на свободу вышли и матёрые уголовники. Местные органы ВПТ подвергались разгрому, её членов расстреливали и вешали на фонарных столбах. В стране рекой полилась кровь, и в целях предотвращения сползания Венгрии в полный хаос. Правительство Яноша Кадара обратилось к СССР с просьбой ввести войска, и 4 ноября 1956 года они снова вошли в Будапешт. Им пришлось столкнуться с жесточайшим сопротивлением венгров, однако оно было подавлено. Жертвами мини-войны в Будапеште стали тысячи венгров и сотни советских солдат и офицеров.

Что касается Имре Надя, то его судьбасложиласьтрагически. Он спрятался в посольстве Югославии, однако обманным путём его вывезли в Румынию, которая спустя полтора года его выдала его Венгерской народной республике (ВНР), где он и был казнён. После событий 1956 года Венгрию покинули 200 тысяч человек , включаядеятелей науки, культуры и спорта. А страну вплоть до падения коммунистического строя в 1989 году возглавил Янош Кадар. Он же руководил партией (которая после тех событий была переименована в Венгерскую социалистическую рабочую партию, ВСРП).

Сразу же после них события в Венгрии получили две противоположные трактовки. В социалистических странах их называли подавлением антинародного мятежа, а на Западе – подавлением стремления венгров к свободе. После 1989 года последняя концепция возобладала и в Венгрии. Мало того, исключительно в чёрных красках начала рисоваться вся история российско-венгерских отношений – как до 1956 года, так и после него. В то же время Венгрия не только потеряла от отношений с Советским Союзом, но и немало приобрела.

Действительно, по границе Венгрии с капиталистической Австрией выросла колючая проволока, а принадлежность к социалистическому лагерю не лучшим образом сказалось на экономике и уровне жизни людей. Однако благодаря союзу с СССР Венгрия получала дешёвые энергоносители, а её сельскохозяйственная продукция и автобусы «Икарус» имели в СССР надёжный рынок сбыта. В то же время, власти отказались не только от создания колхозов, но и сохранили частный сектор в промышленности. Да и высота «железного занавеса» в Венгрии была ниже – её гражданам намного проще было поехать в Западную Европу, чем советским (по Восточной Европе они и вовсе ездили свободно).

В 1989 году в Венгрии пал социализм, и над страной нависала тень 1956 года. Антикоммунистические выступление приобретали отчётливый антироссийский оттенок. 300 тысяч человек приняли участие в торжественной церемонии перезахоронения Имре Надя, который был объявлен национальным героем и борцом с «русской» оккупацией. 23 октября – в годовщину начала трагических событий – парламент Венгрии объявил о низложении коммунистов и развороте страны на Запад. Отношения с СССР (позже – Россией) были фактически заморожены.

На протяжении всех 1990-х гг. руководство Венгрии смотрело исключительно на Запад. Российское руководство устами Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина не раз делали покаянные заявления с осуждением действий СССР в 1956 году, но в Венгрии ничего не хотели слышать. Страна была поглощена вступлением в ЕС и НАТО, а нынешний лидер оппозиции, премьер-министр в 1998-2002 гг. Виктор Орбан во всеуслышании заявил о том, что отношения с Россией являются «пережитком прошлого». Параллельно в Венгрии разрушались памятники советским воинам, погибшим в боях за освобождение страны, а на уцелевших то и дело возникали надписи «оккупанты».

Размораживание отношений между двумя странами началось в 2002 году, но особенно заметным стало в 2004, когда правительство Венгрии возглавил Ференц Дьюрчань . Он согласился с позицией Владимира Путина, что двусторонние отношения не могут строиться исключительно на трагических событиях прошлого. Настоящий прорыв произошёл в конце февраля - начале марта 2006 года, когда после ряда поездок Дьюрчаня в Москву и Петербург глава российского государства прибыл с визитом в Будапешт.

Тот визит стал воистину историческим. Путин вместе с Дьюрчанем и президентом Ласло Шойомом вместе возложили венки как к памятнику павшим с советскими войсками в 1956 году, так и к монументу советским воинам. Глава венгерского правительства заявил о том, что последние 15 лет стали для двусторонних отношений временем упущенных возможностей. Со своей стороны, Путин указал на готовность России признать моральную, но не материальную ответственность за события 1956 года, и пообещал направить в Будапешт на 50-летие тех событий представительную делегацию.

Обещание российского президента было исполнено. Совет Федерации принял специальное заявление по Венгрии, а в Будапешт отправится его глава Сергей Миронов. "Уроки тех событий актуальны и в сегодняшние дни, подтверждая непреложную истину - как тоталитарная система отвергает право выбора, так и демократия не может быть скроена по единому лекалу экспериментальных мастерских какой-либо страны и затем навязана другим", - говорится в специальном заявлении верхней палаты российского парламента.

Оценить события 1956 года объективно пока трудно – не так уж много времени прошло с тех пор, да и многие их непосредственные участники живы. Тем не менее, уже можно точно сказать, что они оказали огромное влияние на ход современной истории. Свидетельством тому станет тот факт, что в Будапешт на памятную церемонию приглашены более 20 глав государств и представительные делегации из Москвы, Вашингтона и Брюсселя. И Россия на весь мир сможет заявить о своём видении не только тех событий, но и их откровенно неправомерных оценок.

Вадим Трухачев

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *