Польша может пасть жертвой опереточного сепаратизма

Представители силезского народа потребовали от премьер-министра Польши Дональда Туска признать его национальные права, угрожая провозгласить независимость по косовскому сценарию. Попутно они обвинили Россию в искажении своих благих намерений. Но, несмотря на опереточность силезского сепаратизма, Польша действительно рискует потерять самую экономически развитую часть страны. А в возможный конфликт непременно будут втянуты как минимум Германия и Чехия.

Сценарий по отделению от страны одной из её территорий может повториться в Польше. Движение за автономию Силезии призвала премьер-министра Дональда Туска внести поправки в конституцию с целью позволить отдельным регионам обрести автономию. В противном случае Силезия потребует независимости.

Читайте: Германия и Австрия хотят перекроить карту Европы?

Послание направлено также Сейму Польши, который недавно принял закон о национальных и этнических меньшинствах, а также о региональном языке. В этом документе прописаны девять национальностей и этнических групп, проживающих в стране. В то же время силезцы как отдельная нация не упоминаются. Между тем на всеобщей переписи населения 173 тысячи человек отнесли себя к силезской национальности.

Кроме того, представители силезского национального движения направили жалобу в Страсбургский суд. Им не понравилось, что окружной города Катовице в который уже раз отказал Союзу силезцев в его регистрации, хотя другим региональным сообществам такая регистрация была давно выдана, пишет « Российская газета ».

Между тем сами силезцы испугались собственной прыти. Лидер "Движения за автономию Силезии" Ежи Гожелик заявил порталу tvp.info, что Россия устраивает провокацию с целью отторгнуть от Польши часть ее территории – Силезию. Он подчеркнул, что представители его движения требуют автономии на испанский манер, а не какого-то рода сепаратизма. А возможность отделения Силезии он считает манипуляцией России.

Читайте: В Польше идёт охота на ведьм .

Несмотря на то, что даже лидеры национального движения отрицают намерение отделиться от Польши, проблема статуса юго-западных районов этой страны существует. Территория, о которой идёт речь, является самой экономически развитой частью Польши. В крупнейших городах Силезии Вроцлаве (известном также под немецким названием Бреслау) и Катовице расположены крупнейшие предприятия страны. Уровень жизни в этих юго-западных районах Польши – самый высокий в стране. Небольшая часть Силезии с центром в городе Острава входит в состав Чехии, и также представляет собой важнейший индустриальный район.

Силезия всегда представляла собой яблоко раздора между Польшей, Чехией и Германией. Её территория, именовавшаяся в средние века герцогством, попеременно принадлежала одной из этих стран. Наличие собственного герцога способствовало росту национального самосознания жителей этих районов, и его высшие слои уже несколько веков назад чётко отделяли себя и от поляков, и от чехов. Так, в отличие от ревностно католической Польши, в Силезии глубокие корни пустил протестантизм.

В XVII веке Силезия вошла в состав Австрийскойимперии, но в 1740 году почти вся эта область оказалась в составе Пруссии. Сюда хлынул большой поток немецких переселенцев, а протестантизм фактически стал официальной религией. Горожане перешли на немецкий язык и зачастую стали считать себя немцами, а славянский силезский язык продолжал ходить в деревнях. Таким образом, обособление этой территории от Польши ещё больше увеличилось.

Когда после Первой мировой войны на этой территории прошёл референдум, большая часть жителей Силезии захотела остаться в составе Германии. Восточная часть этого региона образовала автономное в составе Польши Силезское воеводство. Небольшая территория вошла в состав Чехословакии. После Второй мировой войны принадлежавшая Германии часть Силезии была передана Польше, которая сохранила за собой территорию, принадлежав а чешская Силезия осталась в составе Чехословакии.

Нежелание польского руководства признавать силезцев как отдельную нацию имеет под собой не только экономическую, но и культурную составляющую. В отличие от польского и чешского языков, силезский язык до сих пор не кодифицирован, и не имеет своей письменности и своего правописания. Поэтому население достаточно легко переходит на близкородственный польский язык (а в Чехии – на чуть менее близкий чешский язык), легко поддаваясь ассимиляции. Из-за этого силезский сепаратизм, на первый взгляд, кажется несколько опереточным. Кроме того, главная польская религиозная святыния - храм Ченстоховской Богоматери - расположен именно в Силезии. 

Однако всё не так просто - даже несмотря на наличие польской католической святыни. Дело в том, что на территории Силезии до сих пор живут миллионы протестантов, которые в прежние времена записывались не поляками, а немцами. И при смене геополитической обстановки они снова могут переметнуться к Германии и попроситься в её состав. Остались на юго-западе Польши и этнические немцы, и некоторые ультраправые силы Германии не прочь использовать их в своих планах по перекройке границ.

Если сопоставить численность силезцев с населением юго-западных воеводств Польши, то их численность может составить 4-5 миллионов человек, а отнюдь не официальные 173 тысячи. Вопрос языка тоже не является чем-то непреодолимым – над кодификацией силезского языка уже работают энтузиасты. Конечно, пока силезский сепаратизм – удел узкой группы лиц, зачастую боящихся собственной прыти. Но если в Варшаве не будут прислушиваться к требованиям из Вроцлава и Катовице – он может стать самой настоящей болевой точкой на теле польского государства.

Учитывая, что часть Силезии принадлежит Чехии (где численность силезцев также стремятся принизить), в будущем может встать вопрос об объединении польской и чешской частей этой территории. Вряд ли забудет о своём прежнем контроле над этой территорией и Германия. Пока о большом конфликте наподобие косовского речь не идёт. Но если парад «бесспорных» и «сомнительных» суверенитетов в Европе продолжится, название «Силезия» вполне может стать таким же символом нестабильности, как и Косово. И без всяких происков России, которые мерещатся некоторым в Восточной Европе чуть ли не на каждом углу.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить