Россия показала свою авиакосмическую мощь

Уже не первый год во Франции и Великобритании русская авиация удивляет мир. Сейчас можно констатировать, что Россия становится лидером авиакосмических выставок. Что и доказывает проходящий в Англии знаменитый авиасалон в местечке Фарнборо. Весь вопрос в том, сможет ли Россия достойно подать к продаже свою высококлассную технику.

Фа́рнборо — один из крупнейших в мире авиасалонов, проходит раз в два года в Великобритании на аэродроме близ города Фарнборо (графство Хэмпшир). Впервые прошёл в 1948 году. В 2004 собрал 1360 экспонентов из 32 стран, которые по итогам салона отчитались о подписанных соглашениях и контрактах на $21 млрд.

В 2008 году (с 14 по 20 июля) проводится 46-й международный авиасалон. В нём принимают участие около 1500 компаний из 35 стран, в том числе более 60 ведущих предприятий России в области разработки вооружений и космических аппаратов. Международный авиационно-космический салон "Фарнборо" проводится при поддержке Общества британских аэрокосмических компаний.

В качестве организатора авиасалона самого начала его истории и по сегодняшний день выступает основанное в 1916 году Общество британских аэрокосмических компаний Первоначально выставка проводилась ежегодно в зале "Олимпия" в Лондоне. В 1932 году организаторы приняли решение перенести экспозицию на аэродром, чтобы включить в нее демонстрационные полеты. 27 июля 1932 года авиашоу прошло в городе Хендон (Hendon). До начала Второй мировой войны шоу проводилось ежегодно. Возобновилось оно в 1946 году.

На аэродроме в Фарнборо (Farnborough Airfield) выставка впервые прошла в 1948 году. С 1962 года авиашоу стало проводиться раз в два года. У салона репутация одного из наиболее престижных в области авиационно-космической техники. Здесь демонстрируются конструкторские и технологические новинки, по которым можно судить о мировой авиапромышленность будущего.

На "Фарнборо-2008" будут представлены около 1,5 тысячи экспонатов. Россия участвует в этом салоне с 1984 года. Она начинала с демонстрации гражданской техники, а с 1988 года представляет на в Фарнборо и военные самолеты. На этот раз свои достижения в Англии представят более 60 ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

В этом году в составе единой российской экспозиции на авиасалоне представляют свою продукцию более 60 ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Здесь последние достижения в области создания летательных аппаратов, авионики, двигателей, которые продемонстрируют ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Корпорация «Иркут», ОАО «Камов», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля», ОАО «Климов», ОАО «Концерн „Авионика“, „Уральский оптико-механический завод“ им. Э.С. Яламова».

Российская экспозиция построена с учетом последних тенденций развития мирового рынка авиационной техники. В ней в представлен полный спектр современной авиационной и вертолетной техники, авиационного вооружения, средств ПВО, продукции и услуг в области космоса гражданского и двойного назначения. В последние годы авиационный рынок находится на подъеме.

Мировой объем продаж военных самолетов и вертолетов составляет в среднем 25-27 млрд. долларов в год, причем тенденция к росту сохраняется. Положение России на мировом рынке военного авиастроения достаточно устойчивое. Постоянно расширяется круг партнеров. Если два года назад сотрудничество поддерживалось с 60 зарубежными странами, то в этом году число партнеров выросло до 80.

Имеющийся «портфель заказов» обеспечит загрузку авиастроительных и вертолетостроительных предприятий на ближайшие 5-7 лет. Одно из центральных мест в российской экспозиции занимают многофункциональные истребители всемирно известных марок «Сухой» и «МиГ», составляющие основу авиационного экспорта России.

Истребители семейства Су-27/30 поставлены в Индию, Китай, Венесуэлу, Индонезию, Малайзию, где составили костяк национальных ВВС. Конкурентоспособны и российские МиГи, а также работа по продвижению многофункционального фронтового истребителя МиГ-35 в Индию в обстановке серьезной конкуренции со стороны ведущих европейских и американских авиастроителей.

Модельный ряд боевых машин марки «Сухой» представлен многофункциональными истребителями поколения «4+» Су-30МК2 и Су-27СКМ, , истребителем-бомбардировщиком Су-32, а также экспериментальным самолетом Су-47 с крылом обратной стреловидности. Специалисты познакомиться с тактико-техническими характеристиками новейшего сверхманевренного многофункционального истребителя Су-35, в создании которого использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

.Машины марки «МиГ» представлены на «Фарнборо-2008» многофункциональными фронтовыми истребителями МиГ-29 СМТ и МиГ-35, истребителем корабельного базирования МиГ-29К, созданным по заказу ВМС Индии, а также учебным самолетом МиГ-29КУБ (корабельного базирования). Интерес специалистов вызовет двухместный учебно-боевой самолет Як-130, который позволяет производить обучение пилотированию не только современных истребителей семейств Су-27/30 и МиГ-29, но также их иностранных аналогов, включая Mirage 2000, F-15, F-16, Eurofighter Typhoon, F-22, F-35.

В рамках «Фарнборо-2008» вертолетностроительные предприятия российской промышленности демонстрируют широкий спектр вертолетной техники, а также предоставляют необходимую информацию по составу ее бортового и наземного оборудования, техническому обслуживанию и средствам обучения. Вертолеты марки «Ми» представлены транспортно-боевыми вертолетами Ми-35, Ми-35П, Ми-35М, военно-транспортными вертолетами Ми-171Ш и Ми-17В-5, а также тяжелым транспортным вертолетом Ми-26, который является самым грузоподъемным в мире.

Семейство вертолетов марки «Ка» на выставке представляет многоцелевой вертолет Ка-60, вертолет радиолокационного дозора Ка-31, корабельный противолодочный вертолет Ка-28, поисково-спасательный вертолет корабельного базирования Ка-27ПС, а также двухместная модификация вертолета Ка-50 (Ка-52), предназначенная для уничтожения высокоточным оружием бронированных и защищенных наземных объектов, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника, решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов.

Россия была и остается одной из немногих стран мира, которая самостоятельно разрабатывает и производит весь спектр техники ПВО. Отличительная черта российских разработок — уникальность применяемых конструкторских и технических решений. На «Фарнборо-2008» Россия представляет самые современные, во многих случаях не имеющие аналогов в мире системы. Это «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», «Печора-2М».

Хорошие перспективы в продвижении на зарубежные рынки оружия имеют и средства радиоэлектронной борьбы. У покупателей высок интерес к ЗРК средней дальности «Бук-М2Э», который обеспечивает эффективную защиту войск, войсковых объектов и административно-промышленных центров от массированных налетов современных и перспективных средств воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия. «Бук-М2Э» способен вести одновременный обстрел до 24 целей, летящих с любых направлений на высотах от 15 м до 25 км, а также поражать надводные и наземные радиоконтрастные цели.

В рамках «Фарнборо-2008» состоится показ новой системы предупреждения угроз ПЗРК DIRCM MANTA (MANpads Threat Avoidance), совместного проекта России и испанской компании Indra Systems S. A. Сотрудничество российских и испанских специалистов позволило создать лазерную систему, способную к подавлению всех типов инфракрасных головок самонаведения в условиях многократных угроз. Россия, как ведущая космическая держава мира, демонстрирует в Фарнборо достижения в области освоения космоса, спутниковой навигации, связи и космических информационных систем..

Успешно реализованы запуски на околоземную орбиту космических аппаратов военного, двойного и гражданского назначения в интересах Великобритании, Европейского космического агентства, Алжира, Италии, Китая, Нигерии, Турции, Германии, Швеции, Республики Корея. Весь вопрос в том, сможет ли Россия достойно подать к продаже свою высококлассную технику.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *