Ирландия спутала ЕС все карты

Ирландия спутала все карты европейским политикам. Её население на референдуме отвергло Лиссабонский договор, который был призван заменить Евроконституцию. И хотя европейские политики пытаются делать вид, что ничего не произошло, будущее единой Европы поставлено под вопрос. И виноваты в этом сами политики – граждане в очередной раз отказались поддержать не согласованное с ними "благое начинание" евробюрократов.

Население Ирландии проголосовало против Лиссабонского договора, заявил министр юстиции Ирландии Дермот Ахерн. "Против" высказались 53,4% жителей страны, тогда как "за" проголосовало 46,6% избирателей. Ирландия - единственная страна Евросоюза, где новый договор должен был пройти через одобрение на всенародном референдуме. Таким образом, вступление документа в силу с 1 января 2009 поставлено под большое сомнение.

Читайте: Евротупик в Лиссабоне

Руководство Евросоюза попыталось сделать хорошую мину при плохой. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал страны-участницы ЕС продолжать ратификацию документа "Ирландское «нет» не означает, что мы и другие страны-члены ЕС должны прекратить процесс одобрения Лиссабонского договора," – вторил ему премьер-министр Голландии Ян-Петер Балкененде.

Известный евроскептик, п резидент Чехии Вацлав Клаус назвал негативный исход референдума в Ирландии по Лиссабонскому договору "победой демократии и разума над европейской бюрократией". Он полагает, что после отрицательного голосования избирателей в Ирландии "нельзя дальше продолжать ратификацию Лиссабонского договора". «Подобного рода дебаты не должны вестись за закрытыми дверями в Брюсселе. Они должны открыто сообщить о видении Евросоюза», - считает глава фракции социалистов в Европарламенте Мартин Шульц.

Читайте: Франция и Голландия плюнули на Единую Европу .

На сегодняшний день договор уже ратифицировали 18 из 27 стран-членов Евросоюза: Австрия, Болгария, Греция, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Дания, Венгрия, Финляндия и Эстония. Однако для того, чтобы он вступил в силу, необходимо одобрение документа всеми государствами ЕС.

Итоги ирландского референдума стали уже второй пощёчиной Еврокомиссии. Три года назад жители Франции и Голландии проголосовали против проекта Европейской конституции. Их не устроила бюрократизация системы управления, и отсутствие каких бы то ни было преград на пути незаконных мигрантов из стран третьего мира. Взамен проваленного документа решили подписать Лиссабонский договор, который решили ратифицировать «втихаря» - парламентами.

Только Ирландия решила не идти со всеми в ногу. Её уже бывший многолетний премьер-министр Берти Ахерн настоял на том, чтобы решение о будущем основного документа Евросоюза принималось всенародно, а не по далёкой от пропагандируемой самой Еврокомиссией демократии процедуре голосования в парламенте. Итог оказался неутешительным – ирландцы, как и до них французы и голландцы, показали, что их видение Единой Европы расходится с евробюрократами.

Что же не понравилось ирландцам? Во-первых, Лиссабонский договор предусматривает расширение полномочий Еврокомиссии. В отличие от национальных правительств, народ её не избирает, и это ударило по самолюбию гордых кельтов. Во-вторых, крупные страны Евросоюза получат возможность в узком составе определять политику Евросоюза. Таким образом, Ирландия с населением менее 4 миллионов человек практически лишиться права блокировать невыгодные для неё решения.

Не стоит сбрасывать со счетов и социальные моменты. Ирландия – одна из немногих стран Европы, где Католическая церковь по-настоящему сильна. В Ирландии до сих пор не разрешены аборты, а большинство ирландцев считают принадлежность к католичеству продолжением национального самосознания (тем самым они отличают себя от англичан-англикан и шотландцев-пресвитериан). Ирландцы боятся наплыва иммигрантов из стран третьего мира, которые уже добились того, что шариат могут узаконить в соседней с Ирландией Великобритании.

Что же касается Еврокомиссии, то для неё прозвенел очередной звонок. Жители уже трёх стран дали понять, что они не хотят делать свои родины частью «европейского плавильного котла» наподобие США. Они хотят сохранить национальную самобытность и возможность влиять на собственные власти. И, едва представилась такая возможность, они отказали евробюрократам в праве решать за себя, в какой стране и в какой Единой Европе им жить.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *