Польский окорок не заслонит Москву от Брюсселя

Проблемы с экспортом мяса в Россию, на которые сослалась Польша, торпедируя новое соглашение между Москвой и Евросоюзом, – только предлог, чтобы вынудить Кремль подписать европейскую Энергетическую хартию. Желание новых стран ЕС досадить Москве – дело уже привычное. Вопрос в том, сумеет ли Брюссель в случае нужды приструнить зарвавшихся неофитов?..

Переговоры о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией откладываются на неопределенное время. В повестке для саммита Россия-ЕС в Самаре в будущую субботу этого вопроса, скорее всего, не будет.

«К сожалению, это оказалось невозможным, - заявил верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. - Перед нами все еще стоит задача решить проблему, возникшую в связи с запретом России на импорт мяса и овощной продукции из Польши».

Польша наложила вето на начало переговоров, обусловив их начало отменой российского эмбарго на свою сельхозпродукцию.

За полтора года санкций Россия даже не заметила отсутствия на прилавках польской свинины. Вопрос ее возвращения всецело зависит от Польши, об этом не раз говорил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко: «Как только наведут поляки порядок, ветеринарный надзор, я думаю, откроет им наш рынок». Импорт мяса из Польши был запрещен в ноябре 2005 года в связи с массовыми грубыми нарушениями ветеринарного законодательства при поставках в Россию.

Согласно утверждениям польских официальных лиц, Польше российских запрет обходится в полмиллиарда долларов ежегодно. Вместе с тем Варшава была вынуждена признать, что в производстве мясных продуктов в стране есть отклонение от принятых в Евросоюзе норм. Реальное происхождение мяса выяснить практически невозможно – оно поставлялось к нам по поддельным документам. Польские животноводы кормят птицу и свиней запрещенной ранее в Евросоюзе, (в Польше с 2003 г.) костной мукой, содержащей болезнетворный белок-прион. Это вещество может, по мнению ученых, вызвать у людей заболевание, известное под названием «коровье бешенство».

Еврокомиссия, кстати, обещала проверить качество польского аграрного продукта, а уже по результатам определиться – требовать России отмены запрета или нет. Судя по всему, еврокомиссары так и не определились с «паленой» свининой, поскольку дипломатические демарши по-прежнему исходят исключительно из Варшавы, но не из Брюсселя.

Между тем, вопреки канонам европейской кухни, свинина в данном случае выступает не в роли основного блюда, а всего лишь гарнира к очень сомнительным яствам, которых вовсе не жаждет откушать Москва.

Польское переговорное эмбарго только предлог, чтобы принудить Россию подписать европейскую Энергетическую хартию. Европа, встревоженная растущей зависимостью от основного экспортера энергоносителей (по прогнозу, к 2030 году Россия будет освещать и отапливать половину объединенного континента) стремится прорваться к нашим трубопроводным магистралям.

Россия блюдет свой национальный интерес великой энергетической державы и не желает делиться монополией. «Газпром» много потеряет в прибылях, если к дешевому среднеазиатскому газу получит доступ европейский экспортер.

У каждой стороны своя правда. Европа печется о безопасности покупателя. Россия настаивает, что в этом гигантском бизнесе все «фифти-фифти» – куда она денется от Европы, если бюджет страны держится на нефти и газе. Спор без начала и без конца. Все, до чего удалось договориться в финском городе Лахти – переговоры будут продолжены.

Поэтому объективно польское эмбарго, хотя в Европе ему пытаются придать оттенок дипломатического сожаления, на самом деле лишь затягивает переговорную паузу. В этом смысле накануне самарского саммита очень показателен экстренный прилет в Москву главы германского внешнеполитического ведомства.

Положение ФРГ сложно, так сказать, в квадрате. Канцлер Меркель председательствует в Совете Европы – кому, как не ей, концентрировать и олицетворять евросолиданость? А с другой стороны, подписав договор о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтики, Германия фактически пошла вразрез с интересами ЕС.

Но маневрировать сложно, уговаривать приходится слишком многих сразу. Пока 15 мая глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер будет пытаться разблокировать экспорт польского сельхозпродукта, вслед за Варшавой против соглашения Россия-ЕС высказались и в Таллине, и Вильнюсе – не официально пока, но решимость продемонстрирована. Выглядит, правда, как приглашение к торгам.

В целом же еще раз подтвердилось сомнение – в погоне за географической однородностью не поторопились ли архитекторы объединенного Старого Света адсорбировать осколки советской империи и ее сателлитов, ментально не доросшие до высоких идеалов европейского единства? И способна ли рафинированная демократия цикнуть на неофитов, если нужда заставит? И подчинятся ли они? Но это не печаль России.

Саммит Россия-Евросоюз в Самаре все равно состоится 18 мая. «Мнение господина Соланы — это еще не мнение всего Евросоюза», - заявил первый вице-спикер Государственной думы от «Единой России» Олег Морозов. Российский парламентарий призвал не впадать в панику и напомнил, что «всегда накануне подобных встреч возникает желание как-то поддеть, сделать более уступчивой, оказать небольшое давление на другую сторону».

От польского вето в наших отношениях с ЕС не зависит ровно ничего. Есть тонкость - Польша блокирует переговоры о новом договоре России и Европы. Со старым ничего не случится – он пролонгируется автоматически, если ни одна из сторон-подписантов не предложит его прекратить. Подобных намерений не изъявляет ни Москва, ни Брюссель, а Варшава тут не при чем.

Другое дело, что в новом тексте договора можно было бы предусмотреть многие обновления, поскольку за десять лет динамика и потенциал отношений сторон обогнали текст документа. Давно назрела необходимость облегчить свободу передвижения россиян по Евросоюзу – оно пока коснулось немногих категорий граждан, например, бизнесменов и журналистов. Жаль, если гуманитарное и экономическое сотрудничество с Европой по-прежнему будет натыкаться на бюрократические рогатки, которые можно бы убрать. Жаль – но не смертельно.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить